Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление конкурентоспособностью продукции
Достижение и поддержание на определенном уровне конкурентоспособности продукции требуют определенных мер со стороны персонала предприятия. Эти меры должны быть комплексными и системными, увязанными со всеми аспектами деятельности предприятия. Поэтому подсистема управления конкурентоспособностью является одной из важнейших подсистем управления предприятием. Основные элементы системы управления конкурентоспособностью: - аппарат управления конкурентоспособностью; - механизм управления; - процесс управления; - обеспечивающие средства. 1) Аппарат управления - персонал предприятия, осуществляющий управленческое воздействие на конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом (люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений). Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры, наиболее важными звеньями которой являются: служба маркетинга; отдел стратегического планирования; отдел сбыта; конструкторско-технологическая служба; отдел технического контроля; научно-исследовательские подразделения; отдел труда и заработной платы и др. 2) Механизм управления - включает систему целей, принципов, функций и методов обеспечения конкурентоспособности. Цель управления конкурентоспособностью продукции - адаптация продукции к требованиям конкретного рынка. Принципы обеспечения конкурентоспособности: - ориентация на потребителя; - ориентация на продукцию; - понимание каждым работником предприятия того, что продукция должна удовлетворять потребителя больше, чем аналогичная продукция конкурентов; - ориентация на перспективу; - непрерывность; Функции обеспечения конкурентоспособности - обособившиеся виды деятельности, порождаемые разделением труда и направленные на достижение уровня конкурентоспособности: - прогнозирование конкурентоспособности продукции, работ, услуг; - нормирование требований к конкурентоспособности; - аттестация и сертификация продукции; - организация разработки и постановки продукции на производство; - организация технологической подготовки производства; - метрологическое обеспечение конкурентоспособности продукции; - организация материально-технического обеспечения конкурентоспособности продукции; - обеспечение стабильности запланированного уровня конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, хранении и потреблении; - стимулирование повышения конкурентоспособности; - контроль качества продукции; - правовое обеспечение конкурентоспособности; - информационное обеспечение; По характеру воздействия выделяют следующие группы методов: 1) экономические методы - характерно косвенное воздействие на работников, обеспечивающих конкурентоспособность продукции; с их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в высокой конкурентоспособности продукции предприятия: - финансово-кредитные рычаги; - коммерческий расчет; - систему ценообразования; - средства и методы материального стимулирования; - систему налогообложения; - систему льгот, дотаций, штрафов, пеней и неустоек и т. п. Применение экономических методов предполагает использование различных норм и нормативов длительного действия, которые устанавливают границы дозволенной самостоятельности исполнителя, с одной стороны, и пределы допустимого вмешательства вышестоящего органа - с другой. 2) административные методы - характерно прямое воздействие на волю исполнителя с помощью предписаний (приказов, распоряжений, указаний т. п.); их применение опирается на власть (принуждение) и они имеют безвозмездный характер. С их помощью обеспечивается планомерная деятельность всех участников производства, высокая производственная дисциплина, технологический порядок. Данные методы являются наиболее быстрым способом решения проблем конкурентоспособности, особенно в критических ситуациях. 3) Социально-психологические методы - основываются на моральном стимулировании, предназначены для развития в работнике индивидуальных способностей и способностей к работе, умения изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей или окружающей среды; с их помощью в работнике воспитывается чувство гордости за свое предприятие и продукцию, моральная заинтересованность, повышается общественное призвание авторов разработок конкурентоспособной продукции. 3) Процесс управления - основан на разделении труда между работниками и предполагает определенную последовательность действий, их протяженность во времени и в пространстве, конечным результатом является решение, направленное на обеспечение конкурентоспособности. 4) Средства, обеспечивающие процесс управления: технические, информационные, программные, организационные, лингвистические, метрологические, правовые и математические. Конкурентоспособность продукции определяет конкурентоспособность предприятий и национальной экономики в целом, что в свою очередь является важнейшим условием экономической безопасности государства. Поэтому решение проблем сбыта отечественной продукции на долговременной основе как на внутреннем, так и на внешних рынках требует определенной протекционистской политики государства в следующих областях.
|