Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление конкурентоспособностью продукции






 

Достижение и поддержание на определенном уровне конкурентоспособности продукции требуют определенных мер со стороны персонала предприятия. Эти меры должны быть комплексными и системными, увязанными со всеми аспектами деятельности предприятия. Поэтому подсистема управления конкурентоспособностью является одной из важнейших подсистем управления предприятием.

Основные элементы системы управления конкурентоспособностью:

- аппарат управления конкурентоспособностью;

- механизм управления;

- процесс управления;

- обеспечивающие средства.

1) Аппарат управления - персонал предприятия, осуществляющий управленческое воздействие на конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом (люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений). Аппарат управления функционирует в форме организационной структуры, наиболее важными звеньями которой являются: служба маркетинга; отдел стратегического планирования; отдел сбыта; конструкторско-технологическая служба; отдел технического контроля; научно-исследовательские подразделения; отдел труда и заработной платы и др.

2) Механизм управления - включает систему целей, принципов, функций и методов обеспечения конкурентоспособности.

Цель управления конкурентоспособностью продукции - адаптация продукции к требованиям конкретного рынка.

Принципы обеспечения конкурентоспособности:

- ориентация на потребителя;

- ориентация на продукцию;

- понимание каждым работником предприятия того, что продукция должна удовлетворять потребителя больше, чем аналогичная продукция конкурентов;

- ориентация на перспективу;

- непрерывность;

Функции обеспечения конкурентоспособности - обособившиеся виды деятельности, порождаемые разделением труда и направленные на достижение уровня конкурентоспособности:

- прогнозирование конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- нормирование требований к конкурентоспособности;

- аттестация и сертификация продукции;

- организация разработки и постановки продукции на производство;

- организация технологической подготовки производства;

- метрологическое обеспечение конкурентоспособности продукции;

- организация материально-технического обеспечения конкурентоспособности продукции;

- обеспечение стабильности запланированного уровня конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, хранении и потреблении;

- стимулирование повышения конкурентоспособности;

- контроль качества продукции;

- правовое обеспечение конкурентоспособности;

- информационное обеспечение;

По характеру воздействия выделяют следующие группы методов:

1) экономические методы - характерно косвенное воздействие на работников, обеспечивающих конкурентоспособность продукции; с их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в высокой конкурентоспособности продукции предприятия:

- финансово-кредитные рычаги;

- коммерческий расчет;

- систему ценообразования;

- средства и методы материального стимулирования;

- систему налогообложения;

- систему льгот, дотаций, штрафов, пеней и неустоек и т. п.

Применение экономических методов предполагает использование различных норм и нормативов длительного действия, которые устанавливают границы дозволенной самостоятельности исполнителя, с одной стороны, и пределы допустимого вмешательства вышестоящего органа - с другой.

2) административные методы - характерно прямое воздействие на волю исполнителя с помощью предписаний (приказов, распоряжений, указаний т. п.); их применение опирается на власть (принуждение) и они имеют безвозмездный характер.

С их помощью обеспечивается планомерная деятельность всех участников производства, высокая производственная дисциплина, технологический порядок. Данные методы являются наиболее быстрым способом решения проблем конкурентоспособности, особенно в критических ситуациях.

3) Социально-психологические методы - основываются на моральном стимулировании, предназначены для развития в работнике индивидуальных способностей и способностей к работе, умения изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей или окружающей среды; с их помощью в работнике воспитывается чувство гордости за свое предприятие и продукцию, моральная заинтересованность, повышается общественное призвание авторов разработок конкурентоспособной продукции.

3) Процесс управления - основан на разделении труда между работниками и предполагает определенную последовательность действий, их протяженность во времени и в пространстве, конечным результатом является решение, направленное на обеспечение конкурентоспособности.

4) Средства, обеспечивающие процесс управления: технические, информационные, программные, организационные, лингвистические, метрологические, правовые и математические.

Конкурентоспособность продукции определяет конкурентоспособность предприятий и национальной экономики в целом, что в свою очередь является важнейшим условием экономической безопасности государства. Поэтому решение проблем сбыта отечественной продукции на долговременной основе как на внутреннем, так и на внешних рынках требует определенной протекционистской политики государства в следующих областях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал