Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурентоспособность предприятия (организации)






С конкурентоспособностью товара связан другой показатель – конкурентоспособность предприятия (организации) и конкурентоспособность страны. В экономической литературе данный термин еще не устоялся. Разные исследователи в термин «конкурентоспособность предприятия» вкладывает различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг.

Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара:

1) конкурентоспособность предприятия отражает отличие данного производителя от других производителей – конкурентов и применительна к достаточно длительному промежутку времени;

2) оценку деятельности предприятия дает не только потребитель его продукции, но и само предприятие.

Повышение конкурентоспособности предприятия предпо­лагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. С учетом этих целей можно сформировать основополага­ющую систему факторов конкурентоспособности предпри­ятия, которая включает внешние и внутренние факторы.

Внешними факторами являются:

- уровень открытости экономики страны;

- уровень интеграции страны в рамках мировой экономики; и уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

- уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

- правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

- налоговые ставки;

- процентные ставки;

- научный уровень управления экономикой страны, регио­на и отрасли;

- национальная система стандартизации и сертификации;

- качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

- государственная поддержка науки, образования и инно­вационной деятельности;

- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

- климатические условия и географическое положение страны или региона.

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспо­собности предприятия являются:

- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

- характеристики спроса на товары предприятия (величи­на и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству то­варов, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

- развитость и конкурентные преимущества отраслей, ко­торые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

- случайные события (технологические прорывы, колеба­ния цен на ресурсы, значительные изменения на мировых фи­нансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

- экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособнос­ти предприятия относятся конкурентная стратегия предпри­ятия, параметры эффективности использования трудовых, ма­териальных, нематериальных и финансовых ресурсов предпри­ятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1. Структурные:

- прогрессивность производственной структуры предпри­ятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

- миссия предприятия в части содержания и реализации ори­гинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

- совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

- уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конку­рентоспособности товара;

- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

- уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

- совершенство информационной и нормативно-методиче­ской базы управления конкурентоспособным производством;

- сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2. Ресурсные:

- уровень эффективности использования трудовых, мате­риальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

- сила конкуренции среди поставщиков и их конкуренто­способность;

- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и дру­гим материальным ресурсам.

3. Технические:

- удельный вес патентованных товаров, технологий, обору­дования;

- уровень качества изготовления товаров.

4. Управленческие:

- уровень конкурентной стратегии предприятия;

- уровень конкурентоспособности менеджмента;

- м уровень конкурентоспособности менеджеров и маркето­логов;

- уровень организации поставок сырья, материалов и комп­лектующих изделий;

- уровень функционирующей системы управления каче­ством продукции на предприятии;

- уровень сертификации продукции и систем, их соответ­ствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5. Экономические:

-показатели рентабельности продукции, производства, ка­питала и продаж;

-скорость оборачиваемости всех видов материальных ре­сурсов;

-финансовая устойчивость функционирования предпри­ятия;

-доля экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособ­ности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, техноло­гического, структурного и маркетингового характера; в стимули­ровании спроса на продукцию данного предприятия; сравни­тельно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной не­определенности и предпринимательского риска; соответству­ющая государственная политика в области защиты и регулирова­ния конкуренции или поддержки товаропроизводителей.

Основные направления оценки конкурентоспособности предприятия:

1) Товар - средневзвешенная конкурентоспособность товара

 

, (22.4.1)

 

где Кi – конкурентоспособность представителя i – ой группы товара в баллах; аi – доля i – ой группы товара в общем объеме реализации, %; n – количество ассортиментных групп товаров на предприятии.

2) Менеджмент - оценка состояния определения целей, системы мотивации работников.

3) Финансы:

- доля собственных средств;

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

- коэффициент ликвидности;

- общая рентабельность производства.

4) Производство:

- доля на рынке;

- темп роста объемов реализации;

- использование прогрессивных технологий;

- объем экспорта;

- темп роста экспорта.

5) Кадры:

- текучесть кадров;

- доля руководителей и специалистов.

Коэффициент конкурентоспособности предприятия:

 

, (22.4.2)

 

где Оiпр – оценка i – го показателя анализируемого предприятия (в баллах); Оiк – оценка i – го показателя предприятия – конкурента (в баллах); n – количество показателей оценки.

Оценкой конкурентоспособности страны занимается Европейский форум по проблемам управления; оценка проводится по 10 факторам:

1) динамизм экономики – оцениваются темпы экономического развития; положение национальной валюты; уровень промышленного производства; объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения;

2) эффективность промышленного производства – определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая материальное стимулирование; текучесть кадров;

3) динамизм рынка – характеризует объем потребительских расходов на душу населения, послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн, и т.д.;

4) развитие финансовой системы – оценивается эффективность деятельности коммерческих банков, рынка ценных бумаг, и т.д.;

5) роль государства – определяется путем исследования доли государственного сектора в национальном доходе, содержание экономической политики, и т.п.;

6) людские ресурсы – уровень квалификации, уровень безработицы;

7) инфраструктура рынка;

8) торговая деятельность – объем экспорта;

9) политика страны в отношении нововведений;

10) социально – политическая обстановка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал