Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкурентоспособность предприятия (организации)
С конкурентоспособностью товара связан другой показатель – конкурентоспособность предприятия (организации) и конкурентоспособность страны. В экономической литературе данный термин еще не устоялся. Разные исследователи в термин «конкурентоспособность предприятия» вкладывает различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг. Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара: 1) конкурентоспособность предприятия отражает отличие данного производителя от других производителей – конкурентов и применительна к достаточно длительному промежутку времени; 2) оценку деятельности предприятия дает не только потребитель его продукции, но и само предприятие. Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы. Внешними факторами являются: - уровень открытости экономики страны; - уровень интеграции страны в рамках мировой экономики; и уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли; - уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране; - государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране; - правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов; - налоговые ставки; - процентные ставки; - научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли; - национальная система стандартизации и сертификации; - качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; - наличие доступных и дешевых природных ресурсов; - государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности; - прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране; - климатические условия и географическое положение страны или региона. В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются: - конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране; - характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов); - развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами; - случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств); - экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей. К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке. Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы. 1. Структурные: - прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы); - миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров; - совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара; - уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара; - уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции; - уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия; - совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством; - сила конкуренции на входе и выходе производственной системы. 2. Ресурсные: - уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; - сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность; - доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам. 3. Технические: - удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования; - уровень качества изготовления товаров. 4. Управленческие: - уровень конкурентной стратегии предприятия; - уровень конкурентоспособности менеджмента; - м уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов; - уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий; - уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии; - уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001. 5. Экономические: -показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж; -скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов; -финансовая устойчивость функционирования предприятия; -доля экспорта наукоемких товаров. Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей. Основные направления оценки конкурентоспособности предприятия: 1) Товар - средневзвешенная конкурентоспособность товара
, (22.4.1)
где Кi – конкурентоспособность представителя i – ой группы товара в баллах; аi – доля i – ой группы товара в общем объеме реализации, %; n – количество ассортиментных групп товаров на предприятии. 2) Менеджмент - оценка состояния определения целей, системы мотивации работников. 3) Финансы: - доля собственных средств; - коэффициент оборачиваемости оборотных средств; - коэффициент ликвидности; - общая рентабельность производства. 4) Производство: - доля на рынке; - темп роста объемов реализации; - использование прогрессивных технологий; - объем экспорта; - темп роста экспорта. 5) Кадры: - текучесть кадров; - доля руководителей и специалистов. Коэффициент конкурентоспособности предприятия:
, (22.4.2)
где Оiпр – оценка i – го показателя анализируемого предприятия (в баллах); Оiк – оценка i – го показателя предприятия – конкурента (в баллах); n – количество показателей оценки. Оценкой конкурентоспособности страны занимается Европейский форум по проблемам управления; оценка проводится по 10 факторам: 1) динамизм экономики – оцениваются темпы экономического развития; положение национальной валюты; уровень промышленного производства; объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения; 2) эффективность промышленного производства – определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая материальное стимулирование; текучесть кадров; 3) динамизм рынка – характеризует объем потребительских расходов на душу населения, послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн, и т.д.; 4) развитие финансовой системы – оценивается эффективность деятельности коммерческих банков, рынка ценных бумаг, и т.д.; 5) роль государства – определяется путем исследования доли государственного сектора в национальном доходе, содержание экономической политики, и т.п.; 6) людские ресурсы – уровень квалификации, уровень безработицы; 7) инфраструктура рынка; 8) торговая деятельность – объем экспорта; 9) политика страны в отношении нововведений; 10) социально – политическая обстановка.
|