Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел А. 1. Какой период истории России получил название «бироновщины»?
1. Какой период истории России получил название «бироновщины»? а) 1725-1727 гг.; б) 1730-1740 гг.; в) 1741-1760 гг.; г) 1762-1796 гг. 2.Чем закончилось участие России в Семилетней войне? а) Россия и Пруссия заключили Ясский мир; б) Россия и ее союзники Саксония и Франция одержали победу на Пруссией и ее союзниками; в) Россия разорвала союз с Австрией и заключила союз с прежним противником — Пруссией; г) Россия в союзе с Пруссией и Великобританией одержала победу над Австрией и заняла ее столицу — Вену. 3. В каком году произошло взятие русскими войсками крепости Измаил? а) в 1735 г.; б) в 1775 г.; в) в 1783 г.; г) в 1790 г. 4.Какое событие в экономической жизни России произошло в 1753 г.? а) недворянам было разрешено создавать мануфактуры; б) введена подушная подать; в) был открыт первый коммерческий банк; г) отменены внутренние таможни. 5. Когда произошло восстание под руководством Е. И. Пугачева? а) в 1754-1758 гг.; б) в 1762-1765 гг.; в) в 1773-1775 гг.; г) в 1775-1778 гг. 6.Когда произошел дворцовый переворот, закончившийся свержением Петра III? а) в 1727 г.; б) в 1730 г.; в) в 1741 г.; г) в 1762 г. 7.С какой страной Россия заключила Кючук-Кайнарджийский мир? а) с Австрией; б) с Турцией; в) со Швецией; г) с Польшей. 8. Какие земли Россия получила в результате второго раздела Польши? а) центральную часть Белоруссии с Минском и Правобережную Украину; б) Западную Белоруссию, центральную часть Украины, Литву и Курляндию; в) Восточную Белоруссию и юго-восточную Латвию; г) Северное Причерноморье с Очаковом и Аккерманом. 9. С кем из западноевропейских философов переписывалась Екатерина II? а) с И. Ньютоном; б) с Вольтером; в) с Дж. Локком; г) с А. Сен-Симоном. 10.Кто из художников работал в первой четверти XVIII в.? а) В. Л. Боровиковский; б) И. П. Аргунов; в) И. Н. Никитин; г) А. Г. Венецианов. 11. Какие из мероприятий Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»? а) присоединение к России Северного Причерноморья; б) созыв Уложенной комиссии; в) запрет крестьянам жаловаться императрице на помещиков; г) губернская реформа. 12. Какой правительственный орган был создан при Анне Ивановне? а) Сенат; б) Совет министров; в) Кабинет министров; г) Государственный совет. 13. В чье правление был принят указ о трехдневной барщине? а) Петра III; б) Екатерины II; в) Елизаветы Петровны; г) Павла I. 14. Какое здание не относится к классицизму? а) здание Московского университета; б) Таврический дворец; в) дом Пашкова; г) Смольный монастырь. 15. Кто был автором портретов воспитанниц Смольного института? а) Д. Г. Левицкий; б) А. П. Антропов; в) Ф. С. Рокотов; г) А. П. Лосенко. 16.Какие народы вошли в состав Российской империи во второй половине XVIII в.? 1) крымские татары; 2) белорусы; 3) поляки; 4) литовцы; 5) молдаване; 6) армяне. Укажите верный ответ: а) 1, 2, 3, 5; 6)2, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 3, 4, 5, 6. 17. Когда был открыт Московский университет? а) в 1725г.; б) в 1736г.; в) в 1755г.; г) в 1762 г. 18 Кто из русских военачальников прославился во время русско-турецких войн второй половины XVIII в.? а) П. С. Нахимов; б) Ф. М. Апраксин; в) П. А. Румянцев; г) Б. X. Миних. 19.Что явилось поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг.? а) отказ Турции пропускать русские суда через проливы Босфор и Дарданеллы; б) ввод русских войск в Дунайские княжества; в) захват турками крепости Кинбурн; г) присоединение к России Крымского ханства. 20.Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма? а) В. К. Тредиаковского; б) Н. М. Карамзина; в) Г. Р. Державина; г) Д. И. Фонвизина. 21.Какое положение содержится в «Жалованной грамоте дворянству» Екатерины II? а) право дворян освобождать своих крестьян за выкуп; б) право дворян казнить крестьян без суда и следствия; в) право дворян подавать коллективные петиции императрице с предложениями об усовершенствовании управления государством; г) право дворян создавать дворянские общества в губерниях и уездах. 22 У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр? а) у Меншиковых; б) у Долгоруких; в) у Шереметевых; г) у А. Остермана. 23. Что такое секуляризация? а) система наказаний для нижних чинов армии; б) право помещика на исключительное владение землей и крестьянами; в) перевод церковных земельных владений в собственность государства; г) трудовая повинность для городских жителей. 24. Какое положение содержал указ о престолонаследии, изданный Павлом I? а) император мог передавать свой престол любому из наследников; б) престол мог переходить только по мужской линии; в) престол мог переходить к старшему из наследников как по мужской, так и по женской линии; г) вопрос о наследнике царя решал Земский собор. 25.В чьих произведениях содержалась критика самодержавия и крепостничества? а) М. Смотрицкого; б) А. Н. Радищева; в) Г. Р. Державина; г) А. Т. Болотова. 26.Кто командовал русской армией в Северной Италии в 1799 г.? а) М. И. Кутузов; б) Ф. Ф. Ушаков; в) Г. А. Потемкин; г) А. В. Суворов. 27.Какие положения включала реформа образования, проведенная Екатериной II? а) создание уездных училищ и губернских гимназий; б) открытие университетов в каждой из губерний; в) разрешение детям крепостных крестьян и горожан поступать в университеты; г) разрешение только дворянам обучаться в средних и высших учебных заведениях. 28.В результате какого события к власти пришла Елизавета Петровна? а) переворота, отстранившего от власти ее мужа Петра III; б) переворота, отстранившего от власти регентов младенца Ивана VI; в) согласно завещанию ее отца Петра I; г) согласно завещанию ее тетки Анны Ивановны. 29. В каком сражении не принимал участие А. В. Суворов? а) у реки Рымник; б) при Фокшанах; в) у реки Кагул; г) у перевала Сен-Готард. 30. Какие положения характеризуют кризис крепостнической системы во второй половине XVIII в.? 1) резкое падение промышленного производства; 2) увеличение барщины и оброка; 3) низкая покупательная способность крестьян; 4) обезземеливание крестьян; 5) разрушение натурального характера помещичьего и крестьянского хозяйства; 6) отставание России в военно-технической области. Укажите верный ответ: а) 2, 3, 5; 6)1, 4, 5; в) 1, 2, 4, 6; г) 3, 4, 5, 6. 31.Какой город подвергся длительной осаде войск Е. И. Пугачева? а) Оренбург; б) Орел; в) Тобольск; г) Гурьев. 32. Какие последствия имел указ Петра I о престолонаследии? а) стабилизация внутриполитического положения России в середине XVIII в.; б) частая смена монархов на русском престоле, нередко происходившая путем дворцовых переворотов; в) лишение престола сына Петра I царевича Алексея; г) ослабление влияния при дворе гвардейских дворянских полков. 33.Какой орган был создан Екатериной I в 1726 г.? а) Уложенная комиссия; б) Совет министров; в) Тайная канцелярия; г) Верховный тайный совет. 34 Из какого документа взят приведенный отрывок? «Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по сделанным нато правилам. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагорассудит. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням. Без суда да не лишится благородный имения. Без суда да не лишится благородный жизни», а) Генеральный регламент; б) «Жалованная грамота городам»; в) «Жалованная грамота дворянству»; г) «Наказ» Екатерины II. 35.Что позволило Анне Ивановне разорвать Кондиции, предложенные ей верховниками? а) поддержка со стороны высшей знати; б) поддержка простого народа; в) поддержка рядового дворянства и гвардии; г) восстание горожан в Петербурге. 36. Какое сословие не относилось к податным? а) государственные крестьяне; б) духовенство; в) мещане; г) крепостные крестьяне. 37.Что было одной из причин начала восстания под предводительством Е. И. Пугачева? а) голод, охвативший Поволжье; б) введение подушной подати; в) усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян; г) указ Екатерины II о ликвидации Запорожской Сечи. 38. Какая черта характерна для политики Павла I? а) расширение вольностей и прав дворянства; б) поддержка революционного движения в Европе; в) ограничение дворянских прав и вольностей; г) особое внимание развитию промышленности и торговли, финансовая поддержка купечества. 39.Какова была цель создания Вольного экономического общества? а) разработка планов индустриализации страны; б) подготовка экономических указов, принимавшихся Екатериной II; в) оказание помощи помещикам в освоении новейшего опыта ведения сельского хозяйства; г) постепенный выкуп крепостных крестьян на волю. 40. Какие мероприятия относятся ко времени правления Елизаветы Петровны? а) ограничение службы дворян 25 годами; б) восстановление патриаршества; в) прием в подданство России казахского Младшего жуза; г) восстановление полномочий Правительствующего Сената и деятельности коллегий.
Раздел В 1. Определите хронологический порядок правления русских монархов. а) Петр II; б) Петр III; в) Анна Ивановна; г) Екатерина I; д) Екатерина II.
2. Прочитайте отрывок из письма Екатерины II и напишите, о каком сражении в нем идет речь. «Мой флот... под командою графа Алексея Орлова, разбив неприятельский флот, сжег его совершенно... Около ста кораблей всякого рода превратились в прах... Я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел... Он не колебался и нашел умы в таком расположении, что единодушно было решено: победить или умереть. Огонь был страшный с той и другой стороны в продолжение нескольких часов. Корабли подходили друг к другу так близко, что ружейный огонь смешивался с огнем из пушек. Граф Алексей, видя в пылу сражения адмиральские корабли на воздухе, считал своего брата погибшим. Тогда он почувствовал, что он человек, и упал в обморок, но скоро пришедши в себя, он приказал поднять все паруса и бросился своим кораблем на неприятеля...» Ответ: __________________________________________________. 3. Прочитайте отрывок из исторического документа и напишите его название. «Обещаемся, что целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный Совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного Совета согласия: — Ни с кем войны не всчинять. — Миру не заключать. —Верные наших подданных никакими новыми податями не отягощать...» Ответ: ______________________________________________. 4. Прочитайте отрывок из произведения, принадлежащего императрице Екатерине II, и напишите его название. «— Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... — Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют... — Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями... — Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов... — Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные... — Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан... — Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать... — Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми». Ответ: _______________________________________________. 5. Прочитайте отрывок из сочинения В. О. Ключевского и напишите, о ком из русских монархов в нем идет речь. «Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа, но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование не оставляло по себе такого приятного воспоминания». Ответ: ____________________________________________. 6. Соотнесите имена и произведения. 1) М. Ф. Казаков а) ограда Летнего сада в Петербурге; 2) Б. Растрелли б) памятник Петру I («Медный всадник»); 3) Ю. Фельтен в) Екатерининский дворец в Царском Селе; 4) В. И. Баженов г) здание Сената в Московском Кремле; д) дом П. Е. Пашкова в Москве.
7. Прочитайте отрывок из исторического документа и напишите имя его автора. «Божиею милостию мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршеским и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев-судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев дворян странствие и немалое бедствие». Ответ: ______________________________________________. 8.Соотнесите термины и определения. 1) приписные а) бедные, иногда не имеющие своих дворов крестьяне, крестьяне; Несли меньшие повинности по сравнению с другими; 2) работные б) крестьяне, которые вместо уплаты подати должны люди; были работать на казенных или частных заводах; 3) бобыли; в) вольнонаемные рабочие на мануфактурах; 4) экономичес- г) нерусские народности, которые платили натуральный налог; д) государственные крестьяне, к которым относились бывшие монастырские и церковные крестьяне. 9. Соотнесите имена исторических деятелей и сферы их деятельности. 1) М. В. Ломоносов; а) дипломатия; 2) А. А. Безбородко; б) скульптура; 3) П. А. Румянцев; в) военное дело; 4) Э. М. Фальконе. г) наука; д) промышленность.
|