![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация как функция менеджмента. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
Мотивация — побуждение, создание заинтересованности, формирование мотивов по эффективному труду и качеству работ с помощью материальных и моральных стимулов. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей орг-ции. Материальные стимулы: зарплата, бонусы и премии, участие в прибылях, доп. выплаты Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Теории мотивации можно разделить на 2 категории: содержательные и процессуальные. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ основываются на определении перечня и структуры потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (Маслоу, МакКлелланд, Герцберг). Упрощенная модель мотивации через потребности: потребность - побуждения (имеют определенную направленность) - поведение (действие) - цель - результат удовлетворения потребности - потребность. Согласно теории Маслоу 5 основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, уважения и признания, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены потребности нижних. МакКлелланд дополнил эту структуру, введя понятия потребностей власти, успеха и причастности. Герцбер г же пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. По его мнению, для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие таких факторов, как ощущение успеха, продвижение но службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ основываются на том, как люди ведут себя с учетом их восприятия и познания, как человек распределяет усилия для достижения различ. целей и выбирает конкретный вид поведения: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей. Мотивация явл-ся функцией фактора ожидания «затраты-результат-вознаграждение». Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получ-ю вознагражд-я. В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое по их оценкам вознаграждение приводит к возникновению психол. напряжения. Если чел-к считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Модель Портера-Лоудера представляет собой совокупность теории ожидания и справедливости, в соответствии с которой достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, его способностей и особенностей, осознания своей роли. В свою очередь, уровень приложенных усилий будет определяться ценностью предполагаемого вознаграждения, а полученное удовлетворение – фактически полученным вознаграждением.
|