Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новое в типах организационных структур. Адаптивные структуры управления.
Наблюдаемые в последние годы процессы в функционировании и развитии организаций находят конкретное проявление в формируемых новых типах организаций, имеющих органическую основу. Такие структуры - адаптивные, поскольку их можно модифицировать в соотв-ии с изменениями окружающей среды и потребностями сомой организации: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок, организации предпринимательского типа. 1 Эдхократическая орг-я. Характеризуются тем, что применимы к нестандартным и сложным работам. В такой организации средства достижения целей выбирают исполнители. Каждый непосредственно отвечает за свои действия. Организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, главное — качественное выполнение работы и умение решать проблемы. Ключевые элементы организации: - работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом; - право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях и компетентности, а не на позиции в иерархии, финансовый контроль осуществляется сверху; - система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе. Структура данной организации не имеет строгой иерархии подчиненности, почти не формализована, четко не определена. В ней преобладают неформальные и горизонтальные связи. В таких организациях непрерывное перераспределение прав, функций, полномочий и ответственности подчас вызывает хаос и анархию в деловых отношениях. Данные организации наиболее пригодны в сферах с высокой и сложной технологией, требующих творчества, инноваций и эффективной совместной работы (компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская, опытно-конструкторская). 2 Партисипативная организация - организация, предоставляющая всем ее членам возможность участия в управлении, тем самым адекватно мотивирующая их деятельность. Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает: участие в принятии решений; участие в установлении целей; участие в решении проблем. Это придает структуре организации демократичный характер: каждое лицо, имеющее власть над другими, подотчетно их совместному контролю, что предотвращает произвол по отношению к любому члену организации со стороны вышестоящего лица. Кроме того, участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Участие развивает и творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом. 3 Многомерная организация. Основой организации является автономная рабочая группа, получающая статус центра прибыли. Она одновременно выполняет три задачи: - обеспечение основной (производственной или иной) деятельности ресурсами; - производство продукта или услуги для конкретного потребителя, рынка или территории; - обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок. Многомерная модель создает с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, одновременно использует эффект синергии и экономию на масштабе деятельности. Недостатки: возникают трудности в определении полномочий и многократная подчиненность; руководство организации перегружено в связи с многослойностью проблем управления. 4 Предпринимательские организации ориентированы на рост и рассчитывают на имеющиеся возможности нежели на ресурсы. Структура управления предпринимательской орг-ей харак-ся малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Она представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство организации. При этом руководство меняет не только свое место, но и основные функции. Главной обязанностью руководства организации вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес. Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них — это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т. д.), задача его — обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес. Второй блок — это п одразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий блок состоит из консультантов, а точнее — бизнес- тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок. Это небольшие автономные группы работников, объединенных по видам бизнеса. Такое построение организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет гибко реагировать на изменения его требований. 5 Организации, ориентированные на рынок. Связи в структуре организации формируются под воздействием отношений с потребителем. Этой орг-ии присуще: гибкость, адаптивность, инновационность. В организации значительные усилия прилагаются для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение продукта. Все направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает, — потребителями. Это, в свою очередь, требует уменьшения числа уровней управления и передачи ответственности на нижние уровни иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Наверху организации централизуются ключевые функции определяющие её положение на рынке. На след уровне - производственные операции. На нижнем уровне - организация группируется по продуктовому или географическим принципам созданием центров прибыли. Особое значение в рыночно ориентированной организации придается распределению прав и ответственности. 6 Сетевые организации — это, как правило, крупные, интегрированные по вертикали компании, внутри которых координация деятельности подразделений осуществляется через рыночные механизмы, а не по командам менеджеров среднего звена, планирующих и распределяющих задания. Некоторые сети соединяют поставщиков, покупателей и органы по реализации в долговременные стабильные сети. Другие недолговременны, т.е. соединение происходит для реализации какого-нибудь проекта. Стабильные сетевые организации обычно часть работ передают подрядчикам, чтобы придать гибкость цепи производства и сбыта продукта. Весь задействованный капитал принадлежит нескольким фирмам, которые вносят свой вклад в общее дело. Часто вокруг крупной фирмы-ядра пристраиваются мелкие партнеры, являющиеся либо ее поставщиками, либо дистрибьюторами.
|