![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место психодиагностики в системе психологической науки
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. ПСИХОДИАГНОСТИКА: 1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр. 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам 3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи 5. Теоретический и практический аспект психодиагностики, ее достоинст-ва и сфера применения. Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве. Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств.Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие: 1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях. 3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа. 6. Нормативные требования к профессиональным пользователям диагностических методик. Этический кодекс психолога. Требования к профессиональным пользователям диагностических методик: а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области; б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста; в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок; г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат; д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы; е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики; ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики; з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность; и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве; к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
|