Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утрата юридической силы правовыми актами управления






Правовые акты управления являются законными и действующими, если соблюдены требования к порядку их издания и оформления. Если же эти требования нарушаются, то такой акт является неправомерным, и подлежит отмене. Поэтому основания утраты актами юридической силы следует разделить на две самостоятельные группы: 1) неправомерными актами; 2) правомерными актами.

Неправомерные (дефектные) акты управления в теории административного права принято подразделять на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными являются акты, которые изначально являются недействительными, не порождают юридических последствий и не подлежат применению и не могут служить основаниями для регулирования конкретных отношений. Ничтожным акт становится в следующих случаях: принятия акта с нарушением процедуры принятия, принятия акта неуполномоченным (некомпетентным) органом или должностным лицом, отсутствия законного основания для издания акта, наличия решения вышестоящего или судебного органа о признании акта недействительным и т.д.

Оспоримыми считаются акты, незаконность которых неочевидна, требует дополнительных судебных или иных процедур для признания их таковыми. Но, до признания их таковыми, они должны исполняться в полном объеме как акты законные, действующие.

Незаконный правовой акт управления утрачивает силу в результате отмены акта уполномоченным на то органом, а именно: Президент РФ вправе отменить акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ; Правительство РФ – акты федеральных органов исполнительной власти и образуемых ими органов; федеральные министерства – акты подчиненных им федеральных служб и федеральных агентств; высшее должностное лицо субъекта РФ – акты органов исполнительной власти субъекта; высший исполнительный орган государственной власти субъекта – акты подчиненных ему органов исполнительной власти.

Судебные органы также вправе определять дальнейшую судьбу неправомерных актов управления. Так, суды общей юрисдикции могут отменять ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов и должностных лиц. Конституционный Суд РФ вправе признать не соответствующими Конституции РФ нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ (но отменить нормативный акт вправе только орган, принявший его).

Законные (правомерные) акты управления теряют юридическую силу в результате наступления определенных обстоятельств. В теории административного права выделяют простые и сложные формы прекращения действия исследуемых актов[57]. Простые формы применяются к индивидуальным актам временного характера, не требующим специального решения управомоченного органа и ничтожным актам.

Акты управления утрачивают юридическую силу на основании: 1) их исполнения, т. е. достижения тех целей, ради которых они были приняты; 2) истечения конкретного срока их действия, если он был предусмотрен самим актом; 3) отмены акта принявшим его органом или должностным лицом; 4) признание действия акта нецелесообразным в связи с изменившимися условиями; 5) несоответствие закону или вновь принятому акту большей юридической силы; 6) прекращение существования адресата и по другим основаниям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал