Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы правотворческой управленческой деятельности
Правотворчество – это понятие общее, широкое, охватывающее все действия, связанные с созданием, изменением или отменой нормативных правовых актов и основанное на определённых принципах. Принципы правотворчества имеют чрезвычайно важное, ключевое значение, так как представляют собой особую совокупность объективных и субъективных начал, руководящих идей и познанных закономерностей, направленных на достижение оптимальных вариантов и целесообразных результатов соответствующей управленческой деятельности соответствующих органов и должностных лиц. При этом принципы правотворческой деятельности находятся в органической взаимосвязи друг с другом, представляя собой тесную интегративную систему, которая выступает как упорядоченная совокупность взаимодействующих друг с другом предписаний. Под принципами правотворчества органов управления следует понимать признаваемые и охраняемые правом, государством, основные начала, исходя из которых осуществляется подзаконное нормотворчество, максимально способствующее выполнению задач органов управления. Сами принципы правотворчества можно условно подразделить на две большие группы: 1. общие принципы. 2. специальные принципы. Общие принципы правотворчества в равной мере распространяются на все субъекты управления и не могут быть ограничены или запрещены волей любого органа государственной власти, так как они производны от международного права, Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Это следующие общеизвестные принципы: 1) демократизм правотворчества. Он означает установление свободного, демократического порядка подготовки и утверждения проектов актов, учет общественного мнения, интерес различных слоев населения в принимаемых актах; 2) принцип законности проявляется в том, что решение принимается правотворческим органом строго в рамках его компетенции, с соблюдением всех процедурных требований, в надлежащей форме с указанием всех необходимых реквизитов. Также данный принцип означает соответствие принимаемого акта Конституции РФ, закону и актам более высокой юридической силы; 3) гласность правотворчества означает освещение в средствах массовой информации правотворческой деятельности органов управления; 4) принцип гуманизма предполагает обеспечение в принимаемых актах прав и свобод человека, его социальную защищенность. В центре внимания органов управления должен быть человек и его интересы. 5) профессионализм правотворчества заключается в том, что в процессе подготовки проектов актов должны участвовать компетентные специалисты в соответствующих областях знаний, обладающие опытом и специальными навыками; 6) научный характер правотворчества предполагает соответствие принимаемого акта потребностям общественного развития, использование последних достижений науки; 7) принцип соблюдения правотворческой техники означает применение в правотворческом процессе способов и приемов подготовки проектов актов; 9) тщательность подготовки проектов актов требует максимально использовать в правотворческом процессе передовой отечественный и зарубежный опыт и другие материалы. Специальные принципы правотворчества – это принципы, которые устанавливаются каждым органом или должностным лицом с учётом специфики самого субъекта, особенностей территории, на которую будет распространяться данный акт, многих других факторов и, безусловно, общих принципов правотворчества. Например, в Законе Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» можно выделить такие специальные принципы, как осуществление лоббистской деятельности в правотворческих органах края, предупреждение противоправных форм лоббизма в правотворчестве края и многих других. В дополнение к указанным принципам правотворчества П.И. Курдюк предлагает ввести также ещё следующие принципы: принцип системности и соподчинённости; принцип планирования и программного обеспечения; принцип финансового обеспечения и материальной достаточности; принцип недопустимости правоограничений на основе неопубликованных нормативных актов; принцип гарантийности и властной обеспеченности; принцип примата норм международного права[59].
|