Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие государственного управления, его основные принципы и функции






Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно предоставляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.

Природу, принципы и функции государственного управления определяет следующее:

1. В качестве субъекта целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий выступает государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами государства;

2. государственное управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти. Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, установленные государственной властью, являются общеобязательными, обеспечиваются авторитетом и силой государства;

3. специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре внимания государственного управления лежат решения общих (публичных) дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;

4. комплексный характер методов и средств государственного воздействия. Используются не только правовые, политические, экономические методы (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование), но и методы принуждения.

Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Рациональное обеспечение социальной природы и сущность государственного управления предполагают возможность его рассмотрения и как системы, и как процесса. Государственная власть и управление в своей основе имеет правовую и политическую легитимность, а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Все вышеизложенное определяет рассмотрение государственного управления в широком и узком смысле.

В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль над соблюдением в обществе правозаконности и правосудия.

В узком смысле под государственным управлением понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.

Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений, процессов, протекающих в обществе, преодолением возникающих конфликтов, решением проблемы социального неравенства и т.д. Она следует из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и соблюдение гарантий, основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направленно на удовлетворение потребностей граждан. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства, вторгаясь в ткань общества и определяясь общественными отношениями (как материальными, так и культурными). При этом следует отметить, что масштабы государственного управления имеют определенные границы, которые определяются характером объекта управления, естественными правами человека, реальными возможностями самого общества, а также уровнем развития системы государственного управления и возможностями государства.

Возможности государственного управления определяются: волей и силой государственной власти; уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления; располагаемыми ресурсами.

Комплексный и многогранный характер управления порождает теоретические посылки, которые следует учитывать при изучении различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений. Во-первых, каждый подход к управлению несет в себе познавательный смысл, высвечивая особую грань этого сложного общественного явления. Во-вторых, каждый аспект исследования выполняет свою познавательную функцию, и только их равноправие способно приблизить нас к истине. В-третьих, единство сущности управления предполагает, что различные аспекты исследования управления, выявленные ими различные его элементы, стороны, грани и т.д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с сущностью управления, отражать и характеризовать именно управление.

Содержанием курса теории государственного управления является изучение управленческого воздействия государства на объекты в заданном направлении, а реализуемые в ходе учебного процесса задачи можно охарактеризовать как дескриптивные, прагматические и теоретические.

Реализация государственного управления базируется на принципах. Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев (как правило) законодательно закрепленные положения, на базе которых формируется и функционирует система государственного управления.

С 1920-х гг. известны 14 принципов Анри Файоля, касающихся основ управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства (служащему может отдавать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник), единство руководства, подчинение частных интересов общим, справедливое вознаграждение персонала, централизация, иерархия руководящих должностей, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива работников, единение персонала.

 

 

  1. Предмет теории и методологические основы изучения государственного управления.

Предмет курса «Теория государственного управления» состоит в приложении научных теорий, наиболее общих принципов, методов и средств к реализации властно-управленческих полномочий государства в целях обеспечения его регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях, процессах и отношениях.

Методология государственного управления – это способы воздействия на управляемый объект, обеспечивающие достижение желаемого результата в сфере государственного управления, или иными словами это есть совокупность субъектов и объектов, целей и задач, принципов, подходов и функций, критериев и показателей, форм и методов управления. В свою очередь, методологические установки и подходы оказывают определяющее влияние на все составляющие методологии управления, являясь важнейшими элементами государственного управления.

Методологические установки и подходы к государственному управлению могут значительно отличаться друг от друга, что влечет за собой формирование различных школ. Как в рамках современного обществознания возникли сциентистско-технократический и гуманистический подход, так и в рамках, например, административно-государственного управления известны системный подход, структурно-функциональный и ситуационный анализ. Кроме того, выделяют тоталитарный, демократический и государственно-религиозный методологические подходы, равно как и множество других, оказывающих существенное влияние на развитие управленческих процессов.

Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется некое воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Выделяют общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и т.д.

Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят характер обязательных и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.

Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежно-кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат законодательству. То есть они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство.

Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей (политическая агитация, пропаганда; использование СМИ; личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами; различные виды индивидуального поощрения; продвижение по службе; нравственное осуждение).

С помощью социально-психологических методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация лидера. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

 

  1. Место теории государственного управления в системе гуманитарного знания

Организация государственного управления с точки зрения его эффективности – ключевой вопрос для развития любой страны, ибо государственное управление оказывает организующе-регулирующее воздействие на общественные процессы и отношения. Будучи направлено на упорядочение совместного существования людей, оно всегда связано с ними, с их нуждами и запросами, устремлениями и интересами. В этом смысле в курсе теории государственного управления подробно рассматриваются особенности государственного управления в различных сферах жизни общества, показана роль института государственной службы в жизни общества и государства.

Изучение проблем государственного управления находит свое отражение, прежде всего, в таких отраслях обществознания, как политология, социология, правоведение, экономика, история. Одновременно освоение основ теории и практики государственного управления и службы в государственном аппарате сопряжено с осмыслением не только национального, но и мирового опыта, с изучением происходящих изменений в науке и практике государственного управления.

Теория государственного управления дает всестороннее и обстоятельное изложение современных представлений о науке, искусстве и практике государственного управления, учитывая при этом мировой опыт и отечественные традиции в этой области.

 

4. Теории государственного управления: исторические этапы развития

Исторический аспект управления содержит обширное теоретико-практическое знание, поскольку представляется возможность оценить место и роль управления в различных типах человеческой цивилизации, равно как и при решении абсолютно различных социальных, религиозных, национальных проблем. Относительно основополагающих принципов и содержательной стороны довольно много размышляли, испытывая его на собственном опыте, правители, государственные деятели, мыслители и полководцы с времен Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта, Древнего Рима. Именно исторический анализ более всего свидетельствует о том, что управление всегда – в разные исторические эпохи и в разных национальных культурах – отличалось сложным, многогранным характером.

Существенный импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия XIX в. и в первые десятилетия XX в.

В эволюции науки государственного управления прослеживают 3 этапа:

  • 1880-1920-е гг.;
  • 1920-1950-е гг.;
  • 1950-е гг. – по настоящее время.

«Поколением предшественников», основоположниками теории государственного управления называют В.Вильсона, Ф.Гуднау, М.Вебера.

Профессор и будущий президент США В.Вильсон в работе «Наука государственного управления» (1887) сделал небезуспешную попытку переориентации политологии на изучение «организации и методов работы правительственных учреждений» в целом.

Именно В. Вильсон предложил модель «административной эффективности», основой которой стало использование в государственном управлении методов организации управления бизнесом, равно как и обоснование необходимости высокого профессионализма в системе государственного администрирования. По его мнению, задача государственной администрации состоит, в первую очередь, в оперативном и компетентном проведении в жизнь (реализации) решений политических лидеров.

Взгляды американского ученого Дж.Гуднау весьма тесно смыкаются с теоретическим положениями, выдвинутыми В.Вильсоном. Гуднау также полагал, что требуется четкое разграничение функций между политиками и администраторами. Существенный вклад в разработку теории государственного управления и формулирование универсальных принципов бюрократической организации внес М.Вебер.

В работах Вебера, Вильсона, Гуднау были высказаны и разработаны две основополагающие идеи научной теории государственного управления: 1) для реформирования аппарата управления необходимо его хорошо знать и, соответственно, изучать с научных позиций; 2) аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики.

Под влиянием возрастающего интереса к вопросам научного управления (менеджмента), независимого от политической идеологии, а также стремления выработать системный аналитический подход к государственному администрированию, в 1916г. в Вашингтоне по инициативе Роберта Брукингса возник первый в истории Институт правительственных исследований. Аналогичные исследовательские центры и институты в Европе стали появляться в 1920-1930-е гг., хотя, например, в Великобритании изучение теоретических вопросов государственного управления началось еще в ХIХ в. в Лондонской школе экономических и политических наук и далее продолжилось в Оксфорде, Кембридже, Ливерпульском и других университетах.

На протяжении второго этапа в развитии теории административно-государственного управления (1920-1950-е гг.), особых успехов добились американские ученые, а в 1926г. появился первый учебник по государственному управлению «Введение в науку о государственном управлении». Основными научными направлениями этого периода стали «классическая школа» и «школа человеческих отношений». Если главной идеей концепций выдающихся представителей «классической школы» (А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни) был тезис о системе административно-государственного управления как либерально-функциональной организации, то их оппоненты из «школы человеческих отношений» (М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мейо, У.Мерфи) привлекли внимание к изучению социально-психологических отношений в государственном администрировании.

Наиболее влиятельными направлениями третьего этапа в развитии теории административно-государственного управления (начиная с 1950-х гг.) стали поведенческий (бихевиористский), системный и ситуационный подходы.

Представители бихевиористского направления Г.Саймон, Д.Смитцберг, В.Томпсон, Ф.Герцберг, Д.Истон утверждали, что государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их влияния было изучение поведения индивидов как избирателей.

Г.Саймон ввел понятие «решение» и разработал возможности его использования, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Д.Трумэн разработал концепцию «группы интересов», которая используется для аналитических целей в государственном управлении.

Представители структурно-функционального, системного (Алмонд, Парсонс, Истон, Мертон) и ситуационного подходов обратили внимание на факторы, направленные на интеграцию и стабильность существующей системы государственного управления.

В частности, применение теории систем к государственному управлению во многом облегчило для руководителей задачу увидеть всю организацию в единстве составляющих его частей, которые неразрывно взаимодействуют с внешним миром. В настоящее время системный подход является одним из самых влиятельных направлений в теории государственного управления.

Логическим продолжением теории систем стал ситуационный подход, который, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, внес значительный вклад в развитие государственного администрирования, наиболее яркими представителями которого являются П.Чекланд и С.Биэр.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал