Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как управляющая система.






Государство является сложной общественно-политической системой, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления. И, несмотря на огромное множество определений государства, для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления.

В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий представителей в органы власти и посредством этого действующий в процессе управления. Государство действует от имени народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы (парламент, правительство, суды).

Общество с точки зрения теории управления рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система.

Необходимо понимать, что государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, общества отражается разными аспектами в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, ибо несет в себе нечто от его сущности.

По источнику и суверенному носителю властной силы с времен классификации Аристотеля государства подразделяются на монархию, аристократию и демократию. По форме правления, т.е. организации общегосударственной (или, высшей государственной) власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентская монархия. Главное здесь – признание принципа разделения властей и специфика механизмов его практической реализации. Выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти существенно влияет на государственное управление. Поэтому общенациональные процессы зачастую и концентрируются вокруг выбора формы правления и персонального наполнения ее структур.

По форме государственного устройства выделяют, как правило, 2 вида государств – унитарные и федеративные (конфедерация – это союз государств). Большое значение имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму, который и представляет собой действительность государственной власти. Известны следующие типы политических режимов: деспотический (тоталитарный, автократический, авторитарный режимы), демократически-правовой.

В каждом государстве в определенный исторический период наблюдается сочетание различных типовых форм государственной организации. Соответственно, требуется глубокое знание типологических характеристик государства, которое только и способно давать соответствующие структурные импульсы для понимания сущности государственного управления в данном государстве. В не меньшей степени актуальны и содержательные посылки, которые дают знание общественных функций государства.

Общественная сущность (природа) государства познается через эти функции.

Прежде всего, следует упомянуть о политической функции, т.е. функции обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Актуальной является и социальная функция государства, т.е. обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Современное государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает свою экономическую функцию, состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества. Кроме того, государство выполняет такую только ему присущую общественную функцию, как поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества. В настоящее время в научной литературе выделяют различные уровни государственного управления. В зависимости от центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют субординационное и координационное управление.

По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое и функциональное управление.

В зависимости от масштаба временных рамок, управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным.

Можно выделить такой специфический вид управления, как антикризисное, которое вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий.

По способам учета интересов объектов управления, использования методов, государственное управление может быть административным и экономическим.

Можно выделить также доверительное управление, при котором используются принципы частного предпринимательства.

Все виды государственного управления обусловлены формой правления, территориально-административным устройством, политическим режимом, что, в конечном счете, определяет социальную сущность государства.

7. Государственная власть и государственное управление: диалектика и механизмы взаимодействия.

Государство представляет собой исторический феномен, возникший на определенном этапе развития человеческого общества. В этом отношении основополагающее значение имело формирование самого феномена государственности как сущностной основы государства, как определяющего движение в сторону радикального перелома в развитии общества, изменения социально-политической организации общества и появления новых ее институтов и принципов. И одним из главных переломных явлений стало возникновение качественно нового социального феномена – высшей государственной власти, имеющей монопольное право издавать и реализовывать законы, обязательные для всего населения страны.

В качестве главного и единственного субъекта государственной власти выступает само государство, которое (в отличие от прочих форм социальной организации) распространяет ее на всех граждан и на всю территорию, подпадающую под юрисдикцию данного государства. Именно государство и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все остальные составляющие политического мира. Собственно сущность национального государственного суверенитета состоит в том, что он не приемлет иной власти, стоящей над или рядом с верховной властью государства, обладающего монополией на законное насилие.

Государство представляет базисную структуру правления и порядка в обществе, институт, призванный обеспечить контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков. Оно включает механизм управления – правительство, состоящее из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства.

Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.

В то же время для современного демократического государства характерно разделение власти на три самостоятельные, но тесно взаимосвязанные ветви – исполнительную, законодательную и судебную. В этом качестве каждая из них выступает как самостоятельная подсистема в отношении общей управляющей системы.

Любое общество нельзя представить без той или иной власти. Однако большинство исследователей придерживается того мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, является политической.

В настоящем курсе речь идет в первую очередь о политической власти, которая получает реальное выражение в государственной власти, предполагающей комплекс взаимоотношений между гражданами, обществом и самим государством. В этом плане государство представляет собой политическую организацию общества, наделенную комплексом властных прерогатив. Поэтому государственную власть и называют публичной, ибо она действует от имени и отстаивает интересы всего обществ.

Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный представлен последовательностью взаимосвязанных видов целей государственного управления: общественно-политических; социальных; духовных; экономических; организационных; деятельностно-праксеологических; информационных; разъяснительных. В вертикальный срез входят стратегические, отраслевые, тактические цели, т.е. налицо их разделение по степени значимости. Существуют и иные классификации целей государственного управления.

Цели государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция на процесс достижения цели и решения задач. Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая, политическая, социальная, нормативно-правовая, экологическая. Внешние функции – это оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем. Также функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал