Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация преддипломной практики
Основными задачами преддипломной практики являются сбор и анализ необходимой информации, окончательная корректировка реальной темы дипломного проекта студента, апробирование на базовом предприятии ключевых идей будущего дипломного проекта.
Поэтому предпочтительными базами для прохождения преддипломной практики должны быть крупные предприятия города, региона, их структурные подразделения, позволяющие будущему специалисту закрепить на практике полученные знания в области управления. При выборе места прохождения практики целесообразно обратить внимание и на предприятия, относящиеся к сфере специализации выпускника.
Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке дипломного проекта. Поэтому содержательно отчет о прохождении преддипломной практики должен представлять собой вторую главу дипломного проекта. При этом отдельные направления деятельности предприятия могут быть освещены более подробно, но проблематика дипломного проекта должна быть отражена максимально.
Продолжительность практики, установленная государственным образовательным стандартом. Сроки и базы прохождения преддипломной практики утверждаются приказом директора НЧИ КФУ.
Руководителем дипломного проекта выдается студенту задание на прохождение преддипломной практики с указанием места ее прохождения и примерного плана работы (указывается в дневнике практики). Руководитель дипломного проекта также является руководителем практики.
Руководитель практики от факультета:
̶ распределяет студентов по местам практики, готовит необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
̶ готовит и проводит совместно с выпускающей кафедрой организационные собрания студентов перед началом практики; ̶ выдает дневник практики;
̶ осуществляет текущий и итоговый контроль организационных элементов практики;
̶ организует хранение отчетов и дневников студентов по практике. Заведующий выпускающей кафедрой: ̶ разрабатывает программу преддипломной практики, учебно-ме-тодической документации;
̶ назначает из числа опытных преподавателей кафедры руково-дителей практики и дипломных проектов студентов;
̶ руководит разработкой и корректировкой перечня тем дипломных проектов студентов;
̶ организует консультации для студентов в период практики, со-ставляет расписание консультаций;
̶ совместно с руководителем практики от факультета формирует комиссию по приему защиты отчетов и организует её работу.
Руководитель дипломного проекта назначается заведующим кафедрой и является руководителем преддипломной практики и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования.
Руководитель преддипломной практики:
̶ выдает задание на практику и утверждает тему, цель и задачи практики;
̶ оказывает научно-методическую помощь; ̶ рекомендует основную и дополнительную литературу;
̶ проводит индивидуальные консультации;
̶ ведет контроль над процессом прохождения практики;
̶ участвует в работе комиссии по приему зачета по практике. Руководитель практики от предприятия назначается приказом по
организации, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.
По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку дневник-отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
Содержание преддипломной практики
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал.
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий, что представляется необходимым для объективного анализа и оценки деятельности объекта исследования. Необходимо изучить инструкции, методические указания, норма-
тивные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.
Примерный тематический план преддипломной практики. 1. Общая характеристика предприятия:
- цели и задачи предприятия, масштаб деятельности, миссия;
- система снабжения и сбыта;
- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления; - организационная структура производства; - производственная структура предприятия (технологический аспект);
- стратегия и тактика управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
2. Организационная структура управления:
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные струк-турные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
- структура и функции аппарата управления предприятия;
- регламентация деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделе-ниями. 3. Управление производством: - производственные функции предприятия;
- планирование и контроль выпуска продукции; - нормирования труда и управления запасами;
- управления производством на уровне высшего руководства, ру-ководителей среднего и низшего звена;
- правовое обеспечение производства.
4. Управление персоналом:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров;
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- система материального и морального стимулирования;
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
- система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.).
5. Информационная система управления:
- массивы информации; - коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой;
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); - документооборот предприятия, организация делопроизводства.
6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия:
- структура и содержание деятельности экономических служб;
- система цен на продукцию и методика их формирования;
- оценка финансового состояния, выявление основных финансовых проблем;
- механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности.
7. Управление маркетингом:
- система организации службы маркетинга;
- товарная политика и управление качеством товара; - инновационная политика;
- система товародвижения и сбыта;
- система продвижения товара на рынке; - коммуникационная политика;
- ценовая политика и конкуренция.
По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторыхразделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта.
Для формирования качественной эмпирической базы будущего дипломного проекта целесообразно представленные данные приводить в динамике не менее чем за 3 календарных года.
Тема преддипломной практики должна соответствовать теме дипломного проекта, но не дублировать ее. Если в теме ДП следует сделать акцент на проекте, то в теме практики – на предмете или процессе исследования1.
|