Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дипломное проектирование
Структура и содержание дипломного проекта
Дипломный проект − самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломного проекта:
̶ Введение.
̶ Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы.
̶ Глава 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии.
̶ Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии2.
̶ Заключение.
̶ Библиографический список.
̶ Приложения.
Общий объем основной части (без приложений) – не менее 70, не более 100 страниц машинописного текста.
Приведем краткое содержание составных частей дипломного проекта. Введение (объём до10%) − это вступительная часть дипломного
проекта. Необходимые элементы изложены в таблице 2.
|
|
|
|
| Таблица 2
|
|
|
|
| Содержание введения дипломного проекта
|
|
|
|
|
|
|
| №
| Элемент
|
|
| Краткая характеристика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные
|
| Кто, когда, в каком аспекте рассматривал вопрос, в связи с чем
|
|
| тенденции
|
| произошла эволюция исследований.
|
|
| 1.
| развития
| и
|
|
|
|
|
| изучения
|
|
|
|
|
|
| проблематики
|
|
|
|
|
| Современное
|
| В каком состоянии находятся исследования в настоящее время, какие
|
| 2.
| состояние
|
| отечественные и зарубежные школы и ученые занимаются данными
|
|
| вопроса
|
| вопросами, каковы принципиальные отличия.
|
|
| 3.
| Теоретическая
| Обосновать,
| почему рассматриваемая тема
| имеет теоретическую и
|
| актуальность
|
| методологическую актуальность в современных условиях.
|
|
|
|
| 4.
| Практическая
| Обосновать
| актуальность для конкретной
| организации − базы
|
| актуальность
|
| дипломного проектирования, т.е. указать специфику деятельности и круг
нерешенных проблем.
|
|
|
|
|
2 Названия глав совершенно условные и в таком виде не могут быть использованы. В каждой работе формулировки адаптируются к теме.
|
|
|
|
|
| Цель − это, как правило, конечный результат всей работы, т.е. проект
|
|
|
| совершенствования чего-либо. Целесообразно также указать прямые и
|
|
|
| косвенные следствия внедрения проекта (рост прибыли, повышение
|
| 5.
| Цель
| конкурентоспособности и т.п.). В ряде случаев возможно в качестве цели
|
|
|
| указывать процесс − разработка, проектирование, исследование,
|
|
|
| внедрение и т.п. Формулировка цели не может совпадать с
|
|
|
| формулировкой темы или задачи.
|
| 6.
| Задачи
| Задачи в целом повторяют пункты плана, т.е. каждый 1-2 параграфа
|
| работы − одна задача. Общее количество задач – не менее 3.
|
|
|
|
| 7.
| Объект
| Полное наименование предприятия.
|
| 8.
| Предмет
| Анализируемый процесс, система, подсистема и т.п.
|
| 9.
| Эмпирическая
| Источники и виды информационных ресурсов, используемых в ДП,
|
| база
| поставщики информации, время получения.
|
|
|
|
|
| Как получена информация (работа с какими документами, интервью с
|
|
| Методы
| какими специалистами, опрос каких респондентов и экспертов); методы
|
| 10.
| исследования
| обработки и анализа (описание, сравнение, группировка, сводка,
|
|
| и анализа
| горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, ФСА, АВС, XYZ,
|
|
|
| корреляционный и др.).
|
|
| Источники
| нормативно-правовая документация, фамилии инициалы авторов, чьи
|
| 11.
| труды (монография, учебная, методическая, периодическая литературы)
|
| информации
|
|
| в работе использованы наиболее часто
|
|
|
|
|
| Содержание
| Описание структуры и краткое содержание работы, т.е. сколько глав,
|
| 12.
| параграфов, приложений, таблиц и рисунков, что содержится в каждой
|
| работы
|
|
| главе, а также во введении и заключении.
|
|
|
|
|
Приведем примерные формулировки цели и задач ДП.
Формулировка цели должна отражать основную идею выполнения ВКР. При этом в цели должны быть отражена теоретическая и эмпирическая база исследования. Например: на основе изучения теоретико-методологических аспектов повышения конкурентоспособности и исследования конкурентной позиции ООО «Семь морей» разработать рекомендации по повышению его конкурентных преимуществ.
Как было отмечено выше, задачи ВКР формулируются исходя из цели и в соответствии с содержанием. Например:
Задачи данной выпускной квалификационной работы сформулированы исходя из выше поставленной цели и заключаются в следующем:
1. Изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность организации.
2. Проанализировать зарубежный опыт повышения конкурентоспособности.
3. Выявить особенности формирования конкурентных преимуществ в туристическом бизнесе.
4. Проанализировать деятельность ООО «Семь морей».
5. Оценить конкурентное положение ООО «Семь морей».
6. Разработать рекомендации по повышению конкурентных преимуществ ООО «Семь морей».
7. Оценить социально-экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы (объём до30%общего объема ДП; как правило, 3параграфа).Характеристика элементов теоретической главы приведена в таблице 3.
Таблица 3
Содержание теоретической главы дипломного проекта
№
|
| Элемент
|
|
| Краткая характеристика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Обзор литературы по теме
|
| Назвать отечественных и зарубежных авторов, их
|
|
| важнейшие работы, ключевые положения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Привести
| наиболее
| распространенные
|
| 2.
| Приведение
| разных
| точек
| определения рассматриваемых
| в
| ДП категорий
|
| зрения на проблематику
|
| (обязательна ссылка на источник), объяснить
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| принципиальные отличия и сходство между ними.
|
|
| Оценка
| степени
| изученности
| Степень глубины проведенных исследований, в
|
| 3.
| какой мере результаты исследований применимы
|
| проблемы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в современных условиях или для данной отрасли.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Как правило, в ДП студент должен выбрать одну
|
| 4.
| Своя точка зрения
|
|
| из существующих концепций
| с
| обоснованием
|
|
|
| своего выбора. Однако, вполне возможно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| использование собственного подхода.
|
|
| Методы
|
|
| повышения
| Существующие в теории и на практике методы,
|
|
| эффективности
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
| применяемые в прошлом и в современных
|
| рассматриваемой
| подсистемы
|
|
| организациях.
|
|
|
|
| управления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Особенности
| и
| проблемы
| Определить, в какой мере современные
|
|
| эффективные методы управления внедряются в
|
|
| внедрения
|
| эффективных
|
|
|
| практику
| отечественных организаций, каковы
|
| 6.
| методов
| управления
| в
|
| особенности применения этих методов, каковы
|
|
| отечественных
| условиях
| или
|
|
| наиболее существенные сдерживающие факторы,
|
|
| конкретных отраслях
|
|
|
|
| каковы методы преодоления этих факторов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии (объём до
30% общего объема ДП; 3-4 параграфа). При подготовке данной главы
следует максимально использовать результаты преддипломной практики, изложенные в отчете.
В данной главе должны быть представлены результаты анализа исследуемой проблемы с учетом отечественного и зарубежного опыта, что является базой для разработки конкретных предложений. Качество проведенного исследования определяет обоснованность предлагаемых студентом мероприятий.
Характеристика элементов аналитической главы приведена в таб.4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
|
|
|
| Содержание аналитической главы дипломного проекта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| №
| Элемент
|
|
|
| Краткая характеристика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Организационно-
| Отрасль, размер, персонал, основные финансовые
|
|
| 1.
| экономическая
| показатели,
| оргструктура
| управления,
|
| управление
|
|
| характеристика
| производством, информационная система, маркетинг и др.
|
|
|
|
|
|
| предприятия
|
| (см. содержание преддипломной практики).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выделить наиболее важные проблемы во внутренней и/или
|
|
| 2.
| Констатация
| проблем,
| внешней
| среде,
| с
| которыми
| сталкивается
| предприятие.
|
|
| нерешенных задач
| Обосновать, в какой степени данные проблемы снижают
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| социально-экономическую эффективность производства.
|
|
|
| Описание программы
| Цели, задачи, объект, методы, определение временного
|
|
| 3.
| эмпирического
| периода, обоснование выборки, источники информации,
|
|
|
| исследования
|
| регистрируемые признаки, используемые показатели.
|
|
|
|
| Идентификация
| Представление
| результатов
| исследования
| –
| привести
|
|
|
| основные
| показатели
| и
| при
| необходимости
| определить
|
|
| 4.
| показателей
| и
|
|
| методику
| их
| расчета.
| Оценка
| динамики
| показателей (не
|
|
|
| алгоритмов их расчета
|
|
|
| менее 3 лет), выявление тренда.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Установление
| Обоснование
| базы
| сравнения,
| в
| качестве
| которой
| может
|
|
|
| технически
| и/или
|
|
| 5.
| быть использован:
|
| прошлый
| период,
| научно
| и/или
|
|
| научно
| обоснованных
|
|
|
|
| технически обоснованная норма, плановое задание.
|
|
|
|
| норм, планов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценка
| отклонений
| Расчет отклонений факта от нормы. Целесообразно
|
|
| 6.
| фактических значений
| использовать
| все
| три
| метода
| сравнения.
| Необходимо
|
|
| от
| нормативных
| констатировать
| существенные
| и
| несущественные
|
|
|
|
|
|
| (рекомендуемых)
| отклонения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выявление и характеристика внешних и внутренних
|
|
|
| Оценка
|
| факторов
| факторов,
|
| определяющих
|
| значение
|
| показателей.
|
|
| 7.
| (причин), вызвавших
| Необходимо сгруппировать факторы по степени
|
|
|
| отклонения и тренд
| значимости, по уровням управления, по возможностям
|
|
|
|
|
|
| воздействия и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Комплексная итоговая
| Сильные, слабые стороны, возможности, угрозы, резервы,
|
|
| оценка
| предприятия
| степень влияния
| на
| эффективность работы
| организации
|
|
| или
| подсистемы
| (своего рода «диагноз»).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| управления
|
|
| |
| Обоснование
| Кратко указать, какие решения необходимо принять, каковы
|
| | 9.
| следствия их непринятия, какие именно проблемы
|
| | необходимых решений
|
| |
| предполагается решить.
|
| |
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
При подготовке аналитической главы рекомендуется, чтобы анализируемый период охватывал три смежных календарных года. Динамику показателей следует анализировать по данным за ряд лет, используя наряду с абсолютными и относительные показатели, чтобы исключить влияние инфляции.
Исходными материалами для анализа могут быть планы работы организаций (предприятий), годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения практики.
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии (объём до30%общего объема ДП; 3-4 параграфа). Характеристика элементов проектной главы приведена в таблице 5.
Таблица 5
Содержание проектной главы дипломного проекта
№
| Элемент
|
| Краткая характеристика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Характеристика
|
|
|
|
|
| 1.
| предлагаемого
| Общее описание проекта в целом – резюме.
|
|
|
| проекта
|
|
|
|
|
|
|
| Сравнение
| основного
| Целесообразно указать другие возможные пути решения
|
| 2.
| проекта
| с
| проблемы и обосновать выбор своего проекта.
| Допустимо
|
|
| альтернативным
| указание на опыт других аналогичных организаций
|
|
|
|
| ̶ ресурсы, затраты;
|
|
|
|
|
|
| ̶ правовое,
| нормативное, информационное, кадровое
|
|
|
|
| обеспечение;
|
|
|
| 3.
| Механизм внедрения
| ̶ алгоритм внедрения;
|
|
|
| ̶ сроки окупаемости,
| продолжительность
| жизненного
|
|
|
|
|
|
|
|
| цикла;
|
|
|
|
|
|
|
| ̶ система контроля, ответственность;
|
|
|
|
|
| ̶ планируемый результат.
|
|
|
| Правовое обеспечение
| Перечень использованной законодательной базы по теме
|
| 4.
| дипломного
| проекта,
| обоснование соответствующих
|
| проекта
|
|
|
|
| рекомендаций, составление нормативной документации.
|
|
|
|
|
|
| Информационное
| Перечень используемого соответствующего программного
|
| 5.
| обеспечения для расчета тех или иных показателей, для
|
| обеспечение проекта
|
|
| разработки и реализации проекта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| оценка затрат и результатов (доходы – расходы);
|
|
|
| степень достижения поставленных целей;
|
|
|
|
| степень использования возможностей внешней среды;
|
|
| Экономическое
| степень удовлетворения запросов потребителей;
|
| 6.
| сравнительная оценка деятельности конкурентов;
|
| обоснование
|
|
|
| эффективность управленческих решений;
|
|
|
|
| эффективность организационной структуры;
|
|
|
|
| комплексная
| оценка
| эффективности
| финансово-
|
|
|
| хозяйственной деятельности.
|
|
| | | | | | | | | | | |
После каждой главы ДП следует сформулировать краткие выводы, что позволит подвести своеобразный итог каждого этапа ВКР. При этом следует понимать, что выводы являются следствием выполненного анализа, исследования и не должны строиться исключительно на эмпирической основе и быть доказательными.
Заключение –основные выводы по теоретической, аналитической ипроектной частям. В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10 % от общего объема ДП.
Библиографический список. Общее количество использованныхисточников – не менее 30. При этом использованные источники необходимо сгруппировать по главам и видам следующим образом:
- законодательно-нормативные акты;
- монографии и учебная литература;
- периодические издания;
- внутренняя документация предприятия;
- Интернет-ресурсы.
Приложения должны содержать только те таблицы и рисунки, которые фактически необходимы для раскрытия темы. На каждое приложение обязательно должна быть ссылка в тексте ДП. Не следует злоупотреблять включением в работу слишком больших материалов, полученных без обработки на предприятии. Большое количество приложений свидетельствует о неумении студента систематизировать и анализировать информацию.
|