Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стиль изложения текста дипломного проекта
Помимо содержания важную роль в ДП имеет грамотный стиль изложения собственных мыслей и использования цитат.
В ДП недопустимо использование публицистического («газетного»), художественного (метафоры, эпитеты и т.п.), фольклорного, разговорного стиля. Стиль изложения должен быть строго научным.
Свойства стиля научных текстов –обобщённость, объективность,
аргументированность, подчёркнутая логичность, ясность изложения, сжатость при насыщенности содержания. Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм, различных знаков.
Цель научного текста –представить, классифицировать и обобщитьфакты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы; основная задача – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию.
Таким образом, одно из основных свойств научного стиля –
безусловная аргументированность суждений, т.е.каждая мысль, каждаятенденция должны иметь соответствующее подтверждение и обоснование. Например, недостаточно сказать, что предприятие испытывает проблемы со сбытом; необходимо подтвердить это цифрами, фактами.
В дипломном проекте недопустимо:
̶ использование эпиграфов;
̶ выражение мыслей посредством постановки вопросительных предложений, за исключением случаев, когда без них невозможно обойтись (цитата, известная модель в форме постановки вопросов и т.п.);
̶ изложение от первого лица («автор считает», «я думаю» и т.п.). Следует отметить, что такой прием не является грубой ошибкой, но сложившая научная этика предполагает, что студент, аспирант, молодой ученый находятся в определенной научной среде, являются представителями (сторонниками) какой-либо научной школы. Поэтому используется выражение «мы считаем». В противном случае следует воздерживаться от использования местоимений;
̶ ссылки на лекции преподавателей, методические указания, самого себя («как нами было рассмотрено выше» и т.п.), предыдущие работы (отчеты по практике, прошлые курсовые проекты);
̶ приводить цитаты в качестве первого и последнего предложения главы. Касательно использования цитат и ссылок следует отметить следующее.
Во-первых, цитата используется в двух случаях: для доказательствасобственной мысли и в порядке дискуссии по какому-либо вопросу (т.е. когда необходимо привести мнения нескольких авторов). Нельзя цитировать всем известные вещи, определения известных категорий (например, «рынок – это…», «персонал – это…» и т.д.), кроме случаев, когда проводится теоретическое исследование вопроса и нельзя обойтись без такого рода цитат.
Во-вторых, допустимо использование цитат из учебников, учебныхпособий, специализированных журналов и газет, материалов специальных сайтов. Однако, не следует злоупотреблять цитатами из учебной литературы, т.к. она носит выраженный академический характер и используется скорее для самостоятельного изучения, чем для написания научных работ.
В-третьих, нельзя использовать ссылки из одного источника более2-3 раз. Не следует стремиться к максимизации количества ссылок, достаточно использование 1 ссылки на 2-3 страницы текста.
В-четвертых, обязательно наличие ссылки в случае использованияцифр, графиков, таблиц.
Следует также обратить внимание на степень критичности мыслей автора. Стоит избегать резкой критики, например, социально-экономической политики правительства, денежно-кредитной политики центрального банка и т.д. Как правило, такое встречается в случаях, когда студент использует готовые фрагменты текста из журналов, не утруждая себя редактированием. В результате критика из уст профессора, академика, заслуженного деятеля науки выдается за собственные мысли выпускника вуза, что является не вполне этичным.
В целом, необходимо избегать излишней категоричности высказываний. Например, вместо фразы «экономика России находится в глубочайшем упадке» следует использовать: «в настоящее время в экономике существует ряд нерешенных проблем» или «некоторые явления носят негативный характер» и т.п.
Нежелательно также использовать словосочетание «как известно», т.к. это создает впечатление незначительной актуальности темы (дипломник не исследует процессы, а передает всем известные определения и факты).
|