Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Максимизация прибыли
1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода. Как известно, экономическая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и совокупными издержками фирмы (П = ТR — ТС). Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический конкурент должен обеспечить такой объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает совокупные издержки. Геометрически функция ТR максимально превышает функцию ТС при объеме, когда касательная к кривой TR имеет тот же наклон, что и касательная к кривой ТС, т.е. эти касательные параллельны. 2. Метод предельных издержек — предельного дохода. Прибыль максимизируется при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу(MC=MR), а прибыль от последней проданной единицы товара (предельная прибыль) равна нулю. Если МR> МС, т.е. пока каждая дополнительная единица выпуска увеличивает доход, а не издержки, прибыль от этой единицы (предельная прибыль) будет положительной, и рост объема выпуска вызовет дополнительное увеличение совокупной прибыли. Если же MR< МС, то предельная прибыль будет отрицательной, и совокупная прибыль будет увеличиваться лишь за счет сокращения объема выпуска.
34. Олигополия и ее виды. Поведение фирмы в условиях олигополии. ОТВЕТ: Олигополия – модель рынка, характеризующегося господством нескольких крупных фирм, каждая из которых в состоянии влиять на уровень цен. Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; Виды олигополий: По численности фирм конкурентов: А) Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Б) Плотная олигополия (2-8 участников) - имеют возможность тайного сговора, соответственно контролируют цену на товар. В) Разряженная олигополия (9-24 участника) - нет такого серьезного воздействия на цену. По продукции: А) Однородная (недеференцированая) — когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную продукцию. Б) Неоднородная (дифференцированная) -несколько предприятий производят неоднородную продукцию (продукция сегментируется по качеству, марке). В) Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более. Поведение фирмы в условиях олигополии: В связи с тайным сговором фирм о стабилизации цен, фирмы соревнуются в неценовой конкуренции: А) техническое превосходство Б) качество и надежность изделия В) методы сбыта Г) характер предоставляемых услуг и гарантий Д) дифференциация условий оплаты Е) реклама Ж) экономический шпионаж - Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. - Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу. Так если один олигополист снизит цены, то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка. - На олигополистических рынках отдельные фирмы учитывают возможную реакцию своих конкурентов до того, как начинают рекламу и предпринимают другие расходы по продвижению товара на рынок. Олигополистическая фирма может существенно увеличить свою долю рынка при помощи рекламы только в том случае, если соперничающие фирмы не нанесут ответного удара, начав свои собственные рекламные кампании. - Фирмы стремятся вступить между собой в сотрудничество для того чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы получать максимальную прибыли и избежать перспективы ценовых войн.
35. Модели олигополии. Олигополистические стратегии и теория игр. ОТВЕТ: Основные стратегии: 1.Ломаная кривая спроса. Данная модель формируется в результате двух тактик поведения: -понижение цены одним конкурентом(приведет к тому, что остальные конкуренты будут вынуждены также понизить свои цены для того, чтобы не допустить расширение рынка продажи конкурента лицензиатора. -повышение цен(остается без внимания, тк конкуренты рассчитывают увеличить объемы продажи за счет того, кто повысел цены) А-фирма находится в состоянии равновесия, рыночная цены едины для всех продавцов. Примером явного сговора являются картельного типа. Картель-объединение фирм совместно принимающих решений, оценок, объемов производства и осуществляющих раздел отраслевого рынка. В случае картеля устанавливается квоты для каждого участника и создается механизм контроля за выполнением условий. 3.Лидерство в ценах-это такая ситуация, когда в отраслях существует значительное число фирм, среди которых самая крупная фирма выступает лидером, на поведение лидера ориентируются все остальные фирмы: -лидер устанавливает цены, которые устраивают фирм с малой доли продаж и высокими издержками. -прибыль может быть не максимальной в данной отрасли, т.к. максимизация прибыли привлекает новых конкурентов и уровень цены выбирается ниже максимального уровня. -фирма лидер может понижать цены, чтобы помешать входу в отрасль новым фирмам. -ценообразование по принципу «издержки плюс». Суть этой модели заключается в том, что первоначально фирма определяет уровень издержек на единицу продукции, а зачем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли 10-15%. Данная модель используется дифференцируется (автомобилестроение) -теория игр Теория игр анализирует поведение лиц и организаций с противоположными интресами. Результаты решения управления фирм зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов. Теорию игр можно применить к ценовой стратегии олигополистических фирм. Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах. Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
В рамках микроэкономического произведенном продукте, доходы и уровень благосостояния всех членов общества, т.е. распределение доходов. В экономической теории различают анализа основанием для распределения доходов является собственность на факторы производства 36. Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены. ОТВЕТ: Ценообразование на рынках факторов производства играет важную роль в экономике: оно определяет долю каждого человека в два вида дохода: во-первых, доход как понятие частнохозяйственное, т. е. на микроуровне, — сумма денежных поступлений в руки какого-либо лица в соответствии с собственностью на фактор производства; во-вторых, доход как понятие народнохозяйственное (национальный доход), т.е. на макроуровне.. Как устанавливаются цены на факторы производства (труд, капитал, землю), и, соответственно, образуются доходы в форме заработной платы, процента и земельной ренты, т. е. факторные доходы? Факторным доходом является и прибыль предпринимателя. Экономическим механизмом распределения в рыночной системе является цена ресурса, или фактора производства, которая определяет размер дохода потребителя. Цены на рынке в свою очередь определяют структуру расходов потребителей, их способность купить тот или иной товар и таким образом повлиять на размер дохода других людей. Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Но, во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, поскольку труд, капитал, земля необходимы в конечном счете для того, чтобы произвести необходимые людям предметы потребления. Следовательно, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос. Например, спрос на труд железнодорожников определяется спросом на перевозки. Это значит, что размер спроса на определенный фактор зависит от производительности данного фактора при создании продукта и от цены товара, произведенного с помощью фактора.
37. Спрос на труд, предложение труда и формирование заработной платы на рынке труда совершенной конкуренции. ОТВЕТ: Труд является важнейшим фактором производства и основным источником доходов экономически активной части населения. Рынок труда - это сфера контактов между продавцами и покупателями рабочей силы, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение трудовых ресурсов. Рынок труда включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через него большинство работающего населения получает работу, проводит там основную часть своего активного времени и получает доходы. Рынок труда имеет ряд особенностей, заслуживающих специального внимания. 1. На рынке труда покупается только способность к труду - рабочая сила, а сам индивид не может ни покупаться, ни продаваться. Покупатель рабочей силы вступает в контакт со свободным человеком, права которого он обязан соблюдать. 2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и такими дополнительными льготами, как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе, оплачиваемый отпуск и т.д. Включение дополнительных льгот в денежную компенсацию усложняет проблему определения рыночной цены труда. 3. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта сделки они включают: содержание и условия труда; перспективы продвижения по службе; микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве; вероятность сохранения рабочего места и др. Сложность трудовых контактов затрудняет поиск работы и порождает несовершенство информации о вакансиях для ищущих работу, а также предлагающих труд - для предпринимателей. 4. Рынок товаров, как правило, представляет в основном рынок стандартизированных продуктов, особенно когда речь идет о сырье или полуфабрикатах. Рынок труда резко контрастирует с рынком продуктов. Все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда. 5. То, что потребитель или предприниматель покупает сегодня, не имеет никакого отношения к тому, что они купили вчера или купят завтра. А вот при покупке труда продолжительность контактов продавца и покупателя имеет существенное значение. Она приносит выгоды как работодателю, так и наемному рабочему. От продолжительности работы зависит опыт рабочего, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая рабочих, наниматель вкладывает в них большие средства, поэтому прерывание контракта нанесет ущерб обеим сторонам. 6. В отличие от материально-вещественных факторов производства незанятость трудовых ресурсов имеет значительные человеческие и экономические издержки. Поскольку ' большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Неиспользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда. 7. По сравнению с обычным рынком на рынке труда присутствует большое число институциональных структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку " правил игры" на рынке труда. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции - это упрощенная, абстрагированная от многих сложных реальностей модель рынка труда, предназначенная для познания наиболее существенных его сторон. Данная модель построена на ряде ограничений и предположений. 1. На рынке труда присутствуют множество работников и предпринимателей, поэтому никто из них не оказывает существенного влияния на рыночную цену труда. Все они являются ценополучателями. 2. Работники и предприниматели свободны в своих решениях входить на данный рынок труда и покидать его. Они могут без всяких ограничений переходить от одного предпринимателя к другому. 3. Ни предприниматели, ни работники не создают на рынке труда каких-либо организаций, требующих снижения или повышения заработной платы. Государственное регулирование на таком рынке отсутствует. 4. Обе стороны хорошо информированы о состоянии рынка труда. Первые знают об имеющихся вакансиях, об уровне заработной платы и других условиях найма, вторые - о масштабах предложения труда и о том уровне заработной платы, который устраивает продавцов трудовых услуг. 5. В поведении работников и предпринимателей преобладает экономическая мотивировка. При прочих равных условиях работники предпочитают более высокую заработную плату, а предприниматели стремятся максимизировать прибыль. Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда. В нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждений за труд. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени — часа, дня и т. д. Это определение позволяет разграничить общие заработки и собственно заработную плату. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Реальная заработная плата — это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги и рассчитывается по формуле: , где W r – реальная заработная плата, W – номинальная заработная плата, P – индекс цен. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями — реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. 38. Монопсония и двусторонняя монополия на рынке труда. ОТВЕТ: МОНОПСОНИЯ – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Власть монопсонии – это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Существование монопсонии является характерным для рынка труда: медицинских сестер; профессиональных спортсменов; учителей государственных школ; работников газетных издательств; рабочих некоторых специальностей в строительстве. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса: MIC = MRP. Мы видим, что фирма-монопсонист нанимает меньшее количество работников (Lc) в сравнении с точкой равновесия и на совершенно конкурентном рынке ресурсов (LA), выплачивает им более низкую заработную плату (w2 < W1). На рынке ресурсов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса сравнивается с его ценой. Фирма, обладающая силой как монопсонии, так и монополии, нанимает меньше работников и платит меньшую заработную плату, чем фирма, которая является только монопсонистом. ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ – ситуация, когда на рынке имеются только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии). Модель профсоюза-монополиста предполагает, что помимо нейтрализации монопольной силы работодателя он будет также стремиться вести себя на рынке аналогично фирме-монополисту на рынке продукта и будет увеличивать заработную плату до такого уровня, чтобы максимизировать экономическую ренту работающих членов профсоюза. Тогда при двусторонней монополии со стороны покупателя труда определение заработной платы и занятости происходит в соответствии с моделью монопсонистического рынка труда (рис. 3.21) и при равенстве MCL и MRP в точке А заработная плата составит W1, занятость L1, а со стороны продавца труда, профсоюза заработная плата W2 и занятость L2 будут определяться равенством предельного дохода от продажи услуг труда членов профсоюза MR и цены предложения их труда. Занятость L2 будет соответствовать горизонтальным координатам точки В (точка пересечения кривых MR и SL), а заработная плата W2 — заработной плате найма L2 работников, определяемой кривой предельного денежного продукта труда MRP. Таким образом, работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости Le: первый, чтобы максимизировать прибыль, второй, чтобы максимизировать коллективную экономическую ренту. Заработная плата в модели двусторонней монополии остается неопределенной и может быть установлена в интервале между W1 и W2, в котором находится и уровень заработной платы We, соответствующий конкурентному рынку труда. 39. Государственная политика регулирования рынка труда. Профсоюзы и их влияние на рынок труда. ОТВЕТ: Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. 1)программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе. 2)программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. 3)программы содействия найму рабочей силы. 4)правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице Цели государственного регулирования рынка труда: •обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы»; •создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять стабильность. Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: Активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников; Пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий. К основным мерам активной политики относятся: А)стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест; Б)организация переквалификации структурно-безработных; развитие служб занятости, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах; В)содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения; Г)гос стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам; Д)содействие, в случае необходимости, в перемене места жительства для получения работы; Е) решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией; Ж)создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений; З)организация общественных работ. Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует: 1)обеспечение соц поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; 2)бесплатное медицинское обслуживание. Профсоюзы и их влияние на рынок труда. Профсоюзы – объединения работников, созданные по профессиональному принципу (профсоюзы рабочих одной профессии или смежных профессий); отраслевому принципу (например, профсоюз судостроителей); или по принципу работы на одном предприятии. С экономической точки зрения мы можем считать, что профсоюз выступает на рынке труда продавцом трудовых ресурсов своих членов, поэтому если число членов профсоюза велико, то рынок труда превращается в олигопольный рынок, на котором профсоюз является ценовым лидером и начинает диктовать уровень заработной платы. В некоторых случаях профсоюз идет еще дальше и становится монополистом на рынке труда, путем заключения с работодателями соглашений, обязывающих последних принимать на работу только членов профсоюза. Роль профсоюзов на рынке труда нужно признать позитивной: Они контролируют работодателя, не давая ему нарушать заключенные трудовые договоры; Они контролируют условия труда, заставляя фирмы улучшать эти условия, что в конечном итоге приводит к снижению трудового травматизма и профессиональной заболеваемости; Они контролируют условия трудовых договоров между работодателями и работниками, не позволяя включать работодателю в эти договора несправедливые условия.
40. Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории. ОТВЕТ: Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ. Различают две основные формы капитала: физический капитал, представляющий собой запас производственных ресурсов, участвующих в производстве разнообразных благ: к нему относятся машины, инструменты, здания, сооружения, средства передвижения, запасы сырья и полуфабрикатов; человеческий капитал – капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения или образования или посредством практического опыта. Совокупный физический капитал в данный момент времени представляют фонды, которые пополняются в результате инвестиций. Выделяют две основные формы производительного капитала: основной капитал – это средства труда оборотный капитал – это предметы труда Капитал сам по себе представляется в виде фондов. Фонды – величина капитала в данный момент времени. Для создания нового капитала необходимы не только собственные средства фирмы, но и заемные средства, за использование которых взимается определенный процент. Ссудный процент – это цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование их заемных средств в течение определенного периода. Ставка ссудного процента определяется предложением накопленных средств и спросом на заемные средства со стороны всех заемщиков. Ставка ссудного процента влияет на инвестиционные решения. Инвестирование – процесс пополнения или добавления капитальных фондов; представляет собой приток нового капитала в данном году. Увеличивая инвестиции, фирмы тем самым создают предпосылки для увеличения прибыли. При инвестировании фирма решает, будет ли возрастание прибыли в результате инвестирования больше стоимости издержек производства. Чистый доход в результате инвестиций, выраженный в процентах от каждой дополнительной инвестируемой денежной единицы, означает предельную норму окупаемости инвестиций. А. Смит характеризовал капитал лишь как накопленный запас вещей или денег. Д. Рикардо трактовал его уже — как вещественный запас — средства производства. В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Он утверждал, что капитал — это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Причем создателем прибавочной стоимости он считал только труд наемных рабочих. В числе трактовок капитала следует упомянуть так называемую теорию воздержания. Одним из ее основателей был английский экономист У.Нассау. Труд рассматривался им как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг, а капитал — как «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление. По мнению американского экономиста Ирвинга Фишера (1867-1947), капитал — это то, что порождает поток услуг, которые оборачиваются притоком доходов. Чем больше ценятся услуги того или иного капитала, тем выше доходы. Поэтому величину капитала нужно оценивать на основе величины получаемого от него дохода.
41. Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов. ОТВЕТ: Когда фирма принимает инвестиционное решение, она сравнивает издержки и ожидаемую прибыль в рамках определенного интервала времени. В начале она оценивает данные средства как дающие процентный доход по формуле Vt=(1+r)t, где Vt— процентный доход для одной денежной единицы, которая будет выплачена через t лет при норме процента r. К примеру, 100 денежных единиц при норме процента 10 % годовых дадут 110 денежных единиц, через два года — 121 денежную единицу, через три года — 133, 1 денежной единицы. Таким образом, (100 + r) денежных единиц является стоимостью сегодняшних 100 денежных единиц. Возникает вопрос, какова же нынешняя стоимость 100 денежных единиц, выплачиваемых через год, которую экономисты называют текущей дисконтируемой стоимостью. Ее расчет производится по формуле: Vp=Vt / (1+r) t Откладывание и сбережение этой суммы означает потерю годового процента, или, другими словами, 91 денежная единица сегодня эквивалентна 100 денежным единицам через год, 83 денежные единицы — 100 денежным единицам через два года, 75 денежных единиц — 100 денежным единицам через три года и т.д. Следовательно, дисконтирование — это исчисление сегодняшнего аналога суммы денег, которая выплачивается в определенный срок при существующей норме процента. И последний, завершающий, шаг принятия инвестиционного решения фирмой заключается в подсчете дисконтированной стоимости будущих доходов, ожидаемых от инвестиции, и ее сравнение с размером инвестиции. Если ожидаемые доходы больше, чем расходы на инвестиции, то мы имеем положительную дисконтированую стоимость. Она исчисляется следующим образом: где I - объем инвестиций; Vt – прибыль периода t; r - учетная ставка процента. Предположим, фирма решила вложить капитал в инвестиционный проект в размере 10 млн дол. Ожидается ежегодное получение прибыли в течение 5 лет в размере 3 млн. дол. Ставка процента равна 10%. Необходимо подсчитать чистую дисконтированную стоимость и определить, является ли данная инвестиция рентабельной. Дисконтированная стоимость полученного дохода больше, чем размер осуществленных инвестиций. На основании этого данную инвестицию можно рассматривать как рентабельную. Коэффициенты дисконтирования (приведения) бывают двух видов: реальные и номинальные. Номинальные коэффициенты определяются на базе номинальных цен, а реальные — на базе реальных цен и отражают реальные доходы фирмы. Реальная цена есть цена с учетом величины инфляции. При определении дисконтированной стоимости доходы опираются на номинальную ставку процента, доходы, выраженные в реальных ценах, соотносятся с реальной ставкой процента. На рынке инвестиционных товаров ставка процента занимает исключительно важное значение. Однако возникает вопрос, почему выплачивается процент. Считать, что процент есть плата за использование денег, было бы неточно. Наилучший способ получить деньги – это заработать их. Однако если их не хватает, человек занимает деньги. Займ — это способ получить еще не заработанные деньги, тем самым повысить степень своего удовлетворения. Это объясняется склонностью потребителя предпочитать при прочих равных условиях текущее потребление будущему, называемому временным предпочтением. Оно проистекает из того, что предельная полезность единицы блага, произведенная сегодня, выше предельной полезности единицы блага, которое будет произведено. Исходя из этого, процент есть цена, которую заемщики платят, чтобы приобрести ресурсы сегодня и не ждать, пока будет заработана необходимая сумма денег для их покупки. Кроме того, это плата, которая компенсирует кредиторам ценность упущенных возможностей. Процентные ставки, взимаемые кредиторами с заемщиков, отражают норму временного предпочтения, а также плату за риск и издержки по оформлению займов. Иначе говоря, процентная ставка есть мера, убеждающая кредитора в необходимости приобретения блага с целью получения определенных преимуществ в будущем
|