Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.






БЛАГА ОБЩЕСТВЕННЫЕ – блага, которые, будучи потребленными одним лицом, не исключают возможность потребления другими. Они обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости.
БЛАГА ЧАСТНЫЕ – блага, которые, будучи потребленными (приобретенными) одним лицом, не могут быть потреблены другими. Оно обладает свойствами избирательности и исключаемости.

Неизберательность в потреблении предполагает, что потребление блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица. Неисключаемость из потребления означает невозможность не допустить к потреблению блага другое лицо, не заплатившего за него.

Экономические блага, сочетающие в себе высокую конкурентность и низкую исключаемость – это блага общественного совместного потребления, или ещё их называют коммунальными благами.

Экономические блага с низкой конкурентностью в потреблении и высокой степенью исключаемости из потребления называются исключаемыми общественными благами.

Относительно неисключаемых благ возникает проблема неплательщика («безбилетника»), когда один из экономических субъектов может получить выгоду, не оплачивая её.

Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

 

48. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

ОТВЕТ:

Дифференциация доходов. Социальная дифференциация выполняет в рыночной экономике ряд функций, таких как экономическое стимулирование производственной деятельности; сохранение и развитие человеческого потенциала; сохранение и обеспечение социальной стабильности в обществе. Сегодня для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной - долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей

На рисунке видно, что в случае равномерного распределения доходов попарные доли населения и доходов будут располагаться на диагонали квадрата, что и будет означать полное отсутствие концентрации доходов, или абсолютное равенство в обществе. В реальной жизни не существует ни абсолютного равенства в распределении доходов, ни абсолютного неравенства, когда все население, за исключением одного домохозяйства (человека), не имеет доходов.

Кривая Лоренца строится на основе расчета коэффициента Джини.

Расчет коэффициента Джини производится на основе данных о распределении домохозяйств по уровню среднего на домохозяйства дохода. Вся совокупность получателей делится на пять равных групп и определяется, какой долей дохода владеет каждая группа домохозяйств. Чем больше отклонение кривой Лоренца от диагонали, тем большая поляризация доходов в обществе.

Сам индекс Джини определяется как отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства к площади треугольника ОАВ. Коэффициент концентрации доходов варьируется от от 0 до 100%. Более высокое значение коэффициента говорит о более неравномерном распределении доходов.

49. Перераспределение доходов: цели и методы.

ОТВЕТ:

Доходы населения – это сумма денежных средств, получаемых за определенный период времени, предназначенная для приобретения благ и услуг. Уровень доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния.

Располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход – это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход в течение определенного периода времени с поправкой на изменение уровня цен.

Чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся и инвалидам, а безработным - пособия по безработице. Главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, так как возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.
Объектами социальной защиты являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д.

 

50. Провалы рынка и экономические функции государства в рыночной экономике.

ОТВЕТ:

Провалы (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о " провалах" рынка:

1) монополия,

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те " несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Такие «несовершенства» впоследствии назвали провалами рынка. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.

Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Согласно теории общественного выбора утверждается, что в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т. е. провалы (фиаско) государства. Кроме этого, разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка дополняются, а иногда и усиливаются и «провалами» государства.

К «провалам» государства относятся:

  • ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;
  • несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг (практика торговли голосами среди членов законодательных органов), поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.;
  • ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;
  • неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого.

Деятельность государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.
С развитием общества и человека любая форма вмешательства со стороны государства становится более благоприятной в настоящем, чем в прежние времена. А совершенствование государственных учреждений, форм и методов их работы обеспечит их благотворное вмешательство в несовершенную рыночную систему хозяйствования, никем не сдерживаемы

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал