Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения анализа экономики и инфраструктуры страны в турстрановедении
Экономические условия наряду с особенностями природы, культуры являются важнейшими факторами развития туризма. Главным аспектом рассмотрения эконом.условий яв-тся умение понимать и объяснять их воздействие на определенные виды тур.деят-ти. Этим обосновано отступление от стандартного плана экономико-географической хар-ки хоз-ва, принятой в комплексном географическом страноведении. Поэтому в турстрановедении изучение и план хар-ки хоз-ва иные, кроме самого начала ее - общих справочных данных. Пункты плана туристского изучения экономики страны: 1. Определить роль и значение экономики страны в мировом хозяйстве: уровень эконом. развития выражается пропорциями макроотраслевой структуры, показателями ВВП, показателями уровня инфляции и качества жизни. Уровень инфляции, выраженный в %, позволяет судить, насколько стабильна эконом.ситуация в стране: высокий уровень свидетельствует о том, что туристы в данной стране могут столкнуться с неприятными финн. обстоятельствами. 2. Определить сущ-ющие в стране социально-экономических укладах, формы собственности, типы ведения хоз-ва. Поэтому в любой стране есть эконом.условия для развития туризма, но чем выше уровень экономики, тем они более благоприятны. 3. Перечислить отрасли специализации в трех основных сферах деят-ти: сфере услуг, в промышленности и с/х. Каждая страна имеет свою специализацию в мировом турбизнесе, поэтому необходимо указать основные направления специализации и главные виды деятельности (если они есть) данного гос-ва в мировом туризме. Определив специализацию страны в мировом туризме, надо перейти к хар-ке тех отраслей, от к-рых зависит успешность турбизнеса. Далее следует кратко охар-вать отрасли сферы услуг, с/х, пром-ти, в том числе народных промыслов и ремесел, связанных с туризмом. Кроме собственно туризма и туристской инфраструктуры к сфере услуг относится индустрия развлечений, индустрия досуга, индустрия здравоохранения, индустрия образования и индустрия спорта, причем индустрия развлечений и индустрия досуга входят в основной, базовый блок эконом.условий развития туризма в любой стране. К промышленности относятся народные промыслы, к-рые составляют специфику мануфактурного производства в любой стране. На фабриках народных промыслов изготовляются главным образом сувениры, возможность приобретения к-рых для туристов является важнейшей составной частью любой поездки. Хар-ка ремесел представляет собой перечисление тех из них, к-рые сохранились на тер-рии страны, указание тех районов и центров, где они встречаются, и краткое описание худ.особенностей произведений народного творчества. Важно также охарактеризовать формы возможного познания народного творчества, приобщения туристов к определенному ремеслу, формы общения их с мастерами.
2 Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, состояния, потребности, интересы и т.д. Потребности определяются как нужда, или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности). Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. Базовые потребности — это всеобщие потребности, присущие всем людям, к базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности. Биологические (естественные) потребности - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования, питания, потребности расширения жизненного пространства, и пр. Материальные - потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей, Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности и должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека. Социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Их можно классифицировать по трем критериям: 1) потребности для других - это потребности, выражающие сущность человека: общения, защиты слабого, в альтруизме — потребности жертвовать собой во имя другого. 2) потребности для себя - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. 3) потребности вместе с другими - это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, мира, и т.п.. Духовные потребности. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности. Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей. Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности: · освобождение человека от домашних дел (бытовых мелочей); · увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития; · формирование разумных потребностей людей путем воспитания у них культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.; Цель сервисной деятельности — удовлетворение потребностей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлетворение конкретной потребности индивидуального заказчика. Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделяются по функциональному назначению на четыре группы: 1) потребности в изготовлении новых изделий; 2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий; 3) санитарно-гигиенические потребности; 4) социально-культурные потребности. В зависимости от субъекта, предъявляющего потребность, выделяют потребности индивидуума и коллективные. Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные. К личным потребностям относятся санитарно-гигиенические потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др. Общесемейные потребности включают потребности в услугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др. Различаются потребности местного и временно проживающего населения. Такое подразделение потребностей актуально для регионов с повышенным притоком временного населения — зон отдыха и туризма, крупных центров с развитой сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения. Существует следующая классификация потребностей: · По источникам (каналам) удовлетворения: 1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания; 2)потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями; 3)потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания. · По частоте возникновения: 1) непрерывно продолжающиеся (постоянные); 2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени); 3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер). · По сезонности возникновения: 1) потребности с сильно выраженной сезонностью; 2) с высокой сезонностью; 3) с умеренной сезонностью; 4) с незначительной сезонностью. Возникновение потребностей и спрос на услуги подвержены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услугах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйственных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен природно-климатическими факторами.
3 Система управления персоналом в сфере туризма: основные понятия и характеристика. Управление персоналом орг-и - целенаправленная дея-ть руков-го состава орг-и, рук-лей и спец-ов системы управления персоналом, вкл-щая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом; формирование сис-мы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности орг-ции в персонале. Упр-ние перс-ом орг-ции охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала; мотивация труд дея-ти и др. Управление персоналом орг-ции предусматривает информац-ное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение сис-мы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки дея-ти подразделений системы управления орг-и, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Цели: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Задачи и функции управления в индустрии сервиса и туризма распределены м/у участниками управленческого процесса, к-й осуществляется в рамках орган. стр-ры управления предприятием, учреждением. Структура управления предприятием сферы СТ — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих их функционирование как единого целого. На структуру управления влияют: масштаб и структура самой организации; технологические факторы; экономические факторы; человеческий фактор; естественные факторы; структура управления. Управлять организационной структурой - оптимально распределить цели и задачи между работниками орг-ции. Составляющие орг-ных структур: - элементы орг.стр-р управления - службы/органы аппарата управления, отдельные раб-ки этих служб; -орг.отношения - отношения м/у подразделениями орг-ии, уровнями ее управления, персоналом, посредством к-ых реализуются функции управления; - уровни управления - совокупность прав, обязанностей и ответственности, хар-ная для должностных лиц, занимающих опред. ступень в иерархической структуре орг-ии. В организац. стр-ре выделяются вертикальные и горизонталъные связи, к-ые основаны на разделении труда. Структура орг-ии определяет стиль управления: -административно-организационное упр-ие - установление структуры орг-ии и взаимосвязей, распределение функций м/у всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности м/у раб-ками аппарата упр-ия; -оперативное упр-ие - обеспечивает функционирование орг-ии в соответствии с утвержденным планом, заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, последующей их коррекции. Оперативное упр-ие тесно связано с текущим планированием. Полномочия: 1) полномочия линейных рук-лей - право решать все вопросы развития вверенной им орг-ии или подразделения, отдавать распоряжения, обязательные для выполнения др членами орг-ии; 2) полномочия штабного персонала - право планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать др. членам орг-ии выполнять их распоряжения и т.п.; 3) функциональные полномочия - право того или иного раб-ка управленческого аппарата принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными м-ми. Отношения в любом коллективе носят не только формальный, но и неформальный хар-ер, в соответствии с чем складываются формальная и неформальная структуры орг-ных отношений. Формальные (официальные) отношения в ор-ии составляют основу рук-ва и регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями. Неформальные отношения никем и нигде не регламентируются, но зачастую оказывают существенное влияние на эффективность функц-я орг-ии.
|