![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие №1.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Акладная Г.С. «Главные энергетические установки». Методические рекомендации, М.: Изд-во «Альтаир» МГАВТ, 2014 – 36 с., ил. 10.
Является руководством по закреплению знаний теоретического курса по учебной дисциплине «Главные энергетические установки».
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности СПО 180405.51 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Рецензент – к.т.н., профессор В.С. Епифанов Издается по решению учебно-методического совета МГАВТ, Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры СЭУ и А, протокол о. №8 (от 10.04.2014г.)
© МГАВТ, 2014 © Акладная Г.С., 2014
Практическое занятие №1. «Тема Судовая энергетическая установка теплохода». Судовая энергетическая установка – это сложный комплекс функционально взаимосвязанных элементов энергетического оборудования, машин и механизмов. Современное судно является сложным инженерно-техническим сооружением, включающим в себя последние достижения науки и техники, а СЭУ является одним из важнейших комплексов этого сооружения, поскольку обеспечивает движение судна, а также обеспечивает всеми видами энергии находящиеся на судне потребители. От СЭУ зависят экономические показатели транспортного судна, уровень его строительной стоимости и текущих эксплуатационных затрат по содержанию. Соотношение этих затрат и провозной способности судна определяют экономическую эффективность. О сложности СЭУ современных судов можно судить по таким данным: -мощность ГД может достигать 80 МВт и более; -мощность СЭС бывает достаточно для энергоснабжения небольшого города; а производительности паровых котлов – для отопления целого городского района. В состав СЭУ входят главные и вспомогательные энергетические установки. Главной энергетической установкой считают ту часть СЭУ, которая обеспечивает движение судна, ее называют также пропульсивной установкой. В состав главной ЭУ входят: главные двигатели, главные передачи, валопроводы, вспомогательные механизмы, теплообменные аппараты и другое оборудование систем, обслуживающих главные двигатели и передачи. Вспомогательные энергетические установки представляют собой комплексы, предназначенные для удовлетворения энергетических потребностей и обеспечения функционирования ГЭУ и общесудовых потребителей, связанных и несвязанных с движением судна. Важнейшими потребителями механической энергии, кроме судовых движителей, являются насосы, компрессоры, вентиляторы, палубные механизмы и др. Для них более удобен, а часто и более экономичен привод от электродвигателей. Кроме того, на судах много и иных потребителей электроэнергии. Поэтому в составе СЭУ всегда есть вспомогательная энергетическая установка – судовая электростанция, в состав которой входят: вспомогательные двигатели, электрические генераторы, главный и местные распределительные щиты, специальные устройства (трансформаторы, выпрямители, преобразователи и т.д.) и кабели для подвода питания к потребителям. В качестве вспомогательных (первичных) двигателей (ВД) для привода электрогенераторов могут быть дизели, паровые и газовые турбины (нередко в составе судовой электростанции имеются и те и другие ВД – например, на теплоходах электроэнергия часто вырабатывается в дизель-генераторах и в утилизационных турбогенераторах). Электрогенератор может приводиться в действие на ходовом режиме путем отбора мощности от главного двигателя (валогенератор). Вспомогательная котельная установка обеспечивает потребности судна в теплоте в виде пара или горячей воды, необходимых как для работы СЭУ, так и для иных целей. В состав вспомогательной котельной установки входят: вспомогательные, утилизационные и комбинированные котлы, вспомогательные машины и механизмы, теплообменные аппараты и другое оборудование систем, обслуживающих котлы. Кроме того в состав СЭУ входят вспомогательные установки, обеспечивающие опреснение морской воды, кондиционирование воздуха, охлаждение продуктов и грузов. Работа СЭУ обеспечивается различными системами, основными из которых являются топливные, масляные, сжатого воздуха, охлаждения, воздухоподающие, газоотводные, управления, регулирования и защиты, конденсатно-питательные. Условия использования энергетических установок на судах, особенно на морских, определяют ряд специфических особенностей, отличающих эти установки от стационарных. К таким особенностям следует отнести: - сравнительно ограниченный диапазон агрегатных мощностей (до 50÷ 55 МВт), тогда, как стационарные доходят до 1200 МВт; - приспособленность к работе при быстро изменяющихся режимах и способности к реверсу; - ограниченные масса и габариты установок; - приспособленность к длительной работе в условиях дальнего автономного плавания в отрыве от ремонтных и заправочных баз; - приспособленность к работе при крене, дифференте и качке судна. Современные СЭУ отличаются как по мощности, так и по типам главных двигателей. Все суда речного флота оснащены дизельными энергетическими установками, суда морского флота оснащаются еще паротурбинными (ПТУ) и газотурбинными (ГТУ) установками, а также ядерными энергетическими установками (АЭУ). Но основным типом СЭУ в настоящее время остаются дизельные, которые в мировом морском флоте занимают около 92%, а в отечественном – более 95%. Порядок выполнения работы: 1. Изучить назначение, состав и классификацию СЭУ, основные требования, предъявляемые к ним, специфические особенности, отличающие СЭУ от стационарных ЭУ. 2. Ознакомиться с назначением и составом СЭУ заданного теплохода. 3. Дать краткое описание состава ГЭУ (указав марку, мощность, число об/мин ГД). 4. Дать краткое описание вспомогательных энергетических установок, указав их назначение и состав. 5. Перечислить вспомогательные установки и системы, входящие в состав СЭУ. 6. Ответить на контрольные вопросы: - что такое СЭУ, ее назначение. - чему равна мощность СЭУ данного теплохода; - какую часть СЭУ считают главной энергетической установкой; - какая ЭУ называется пропульсивной; - что собой представляют вспомогательные энергетические установки; - специфические особенности отличающие СЭУ от стационарных; -перечислить признаки классификации СЭУ; - основные требования, предъявляемые к СЭУ.
|