![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подшипники валопровода. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Промежуточные валы вращаются в опорных подшипниках. Число их зависит от длины валопровода. Обычно каждый вал опирается на два подшипника. В качестве опорных на речных судах применяют, как правило, шариковые или роликовые подшипники качения, смазываемые пластичными смазочными материалами. К упорным относятся подшипники скольжения и качения. Упорный одногребенчатый подшипник (рис. 14, а) состоит из корпуса 7 и крышки 3. По концам подшипник имеет приливы 2 для опорных вкладышей, воспринимающих радиальные нагрузки упорного вала 1. Вместе с валом 1 изготовлен гребень 4, который воспринимает упор винта и передает его через сегменты 5 скобам 6, вставленным в корпус подшипника и зафиксированным от проворачивания. Упорные сегменты 5 со стороны гребня имеют баббитовую наплавку и упираются в скобы через закаленные центры 9. Нижняя часть подшипника заполняется смазочным маслом, которое охлаждается водой, прокачиваемой по змеевику 8.
Рис.14 Упорные подшипники скольжения и качения При вращении упорного вала, например, на передний ход смазочное масло увлекается в полость между гребнем 4 и сегментом 5, образуя масляный клин а. Под воздействием гидродинамического давления и силы реакции сегмент поворачивается на некоторый угол по отношению к гребню упорного вала. Угол наклона сегмента зависит от частоты вращения гребня и составляет 10—20°. Благодаря наличию масляного клина а предотвращается соприкосновение гребня с поверхностью сегментов и при смещении точки приложения силы реакции относительно центра обеспечивается самоустановка сегментов в зависимости от угловой скорости упорного вала. Широкое распространение получили упорные подшипники качения: шариковые и роликовые (рис. 2, б). В последних один ряд роликов воспринимает упор винта при переднем ходе судна, другой — при заднем. Внешняя обойма 6 роликов крепится в корпусе 8 и крышке 7 подшипника, а внутренняя — на конической втулке 5. Последняя состоит из двух половин, уложенных в выточку упорного вала 1. На втулку с обеих сторон навернуты гайки 3 со стопорными шайбами 4. Гайки 3 фиксируют внутреннюю обойму роликов от осевых смещений. С торцовых сторон во избежание утечек масла вдоль вала 1 установлены уплотнительные войлочные кольца 2. Дейдвудное устройство. Опорой гребного вала служит дейдвудное устройство (рис. 3), которое представляет собой дейдвудную трубу 3, закрепленную между переборкой 5 и наружной обшивкой корпуса судна (ахтерштевнем) 2. В дейдвудной трубе размещают втулку 4 с антифрикционным покрытием, которая является опорой гребного вала 1.
Рис.15 Дейдвудное устройство Вследствие контакта с забортной водой гребные валы подвергаются коррозии и усиленному изнашиванию, поэтому для повышения срока службы на их рабочие шейки напрессовывают тонкостенные втулки (рубашки) из бронзы или нержавеющей стали. В качестве антифрикционных покрытий дейдвудных труб используют бакаут (особую породу тропического дерева), искусственный древесный пластик (лигнофоль, текстолит) и чаще всего вулканизированную резину. На внутренней поверхности резиновых покрытий делают продольные канавки для протока воды. Для смазывания дейдвудной втулки воду подают из системы охлаждения дизеля через кран 7. Проникновению забортной воды от дейдвудного устройства в корпус судна препятствует сальниковое уплотнение 6 с нажимной стальной втулкой 9 и набивкой 8 из пеньки, резины и других материалов. Порядок выполнения работы:
Контрольные вопросы: - назначение и устройство валопровода; - назначение и устройство упорного подшипника; - назначение и состав дейдвудного устройства; - назначение и устройство гребного вала; - углы α и β, их влияние и допустимые значения. Содержание
|