Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профицит бюджета и порядок его использования. Дефицит бюджета
Сальдо государственного бюджета - разница между доходами и расходами государственного бюджета. При превышении расходов над доходами имеем дефицит бюджета. Отрицательное сальдо; при превышении доходов над расходами — профицит бюджета - сальдо положительное. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Направления использования возможного профицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным разделам функциональной и ведомственной классификации. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Прежде всего различают: 1. государственные заимствования РФ; 2. государственные заимствования субъектов РФ; 3. муниципальные заимствования. Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы могут быть привлечены от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние - в рублях. В случае заимствований органы власти соответствующего уровня смогут выступать как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками. При установлении норм, регулирующих дефицит бюджета, Бюджетный Кодекс вводит ряд ограничений: 1. в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета; 2. текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета; 3. размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; 4. размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета; 5. размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; 6. поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение соответственно долга субъекта РФ и муниципального долга. Итак, Бюджетный Кодекс установил «золотое правило» бюджета: текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами; привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ по федеральному бюджету. Следует отметить, что эти ограничения очень жесткие, и вряд ли органы власти субъектов РФ и местного самоуправления смогут их обеспечить в современных условиях иным способом, чем сокращение расходов. Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств (см. схему 3). Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
|