Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биохимический метод
применяют при подозрении на врожденные дефекты обмена. Применяют их в 2 этапа: – скринирующие экспресс-методы, позволяющие обследовать большие группы населения (например, микробиологический тест Гатри (как вариант тест Фелинга) для обследования всех новорожденных на фенилкетонурию; – более сложные методы биохимии и молекулярной биологии – методы фракционирования и количественного анализа, жидкостной и газовой хромотографии. Литература 1. Асанов, А.Ю. Медицинская генетика / А.Ю. Асанов, Н.П. Бочков, Н.А. Жученко. – М.: ГЭОТАР-мадиа, 2008. – 230 с. 2. Заяц, Р.Г. Основы общей и медицинской генетики / Р.Г. Заяц, 3. Мастюкова, Е.М. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Владос, 2001. – 367 с. В учебном пособии рассматриваются вопросы истории развития генетики и значения генетики для медицины. Особое внимание уделено становлению и развитию отечественной генетики. Материалы пособия дополняют основную учебную литературу и содержат данные, не вошедшие в учебники. Данное пособие является полезным для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по генетике и при подготовке к курсовому экзамену, когда необходимо суммировать и обобщить большой объем теоретического материала. Учебное пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Оглавление Предисловие……………………………………………………………………..4 Методические указания………………………………………………………....5 Глава 1. Предмет генетики…………………………………………………….6 Глава 2.Этапы развития генетики……………………………………………...8 2.1.Доменделевские представления о наследственности…………………….8 2.2. Классический этап развития генетики…………………………………..12 2.2.1. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости на организменном уровне………………………………….12 2.2.2. Изучение закономерностей наследственности и изменчивости на клеточном уровне……………………………………….18 2.3. Молекулярный этап развития генетики. Генная инженерия…………...24 2.4. Краткий очерк развития генетики в России……………………………..34 2.4.1. Достижения генетики в 20-40 гг. ХХ века…………………………….34 2.4.2. Репрессии и погромы генетики………………………………………..57 2.4.3. Возрождение отечественной генетики………………………………...66 Глава 3. История развития генетики человека. Значение генетики для медицины………………………………………….....................................74 Заключение…………………………………………………………………….85 Тестовые задания ……………………………………………………………..90 Ответы на тестовые задания………………………………………………….95 Литература…………………………………………………….……………….98
ПРЕДИСЛОВИЕ Данное пособие предназначено для студентов медицинских вузов. Пособие включает два основных раздела: собственно история развития генетики и значение генетики для современной медицины. Издание данного пособия продиктовано тем, что ограниченность лекционных часов по разделу генетики (10) не позволяет в должной мере уделить время для освящения данных вопросов в лекционном курсе. К сожалению, в основной учебной литературе вопрос по истории развития генетики практически не рассматривается. Вместе с тем, использование исторического подхода в изучении генетики как теоретической базы современной медицины, необходимо для формирования генетического мышления современного врача. В нашей стране история развития генетики была полна драматических событий. Репрессии, которые обрушились на генетику и генетиков в конце 30-х годов и продолжались вплоть до конца 50-х годов, на много лет задержали развитие генетики в нашей стране и лишили генетического образования целое поколение врачей. Ученые с мировым именем Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов и другие были репрессированы, а многие из них погибли. Поэтому знание трагической истории генетики в нашей стране способствует формированию у студентов нравственных и подлинно научных подходов к своей будущей профессиональной деятельности. Важным для студентов является и раздел «Значение генетики для медицины». В данном разделе приводится краткая история медицинской генетики в целом и медицинской генетики в России; сформулированы задачи и основные генетические методы диагностики наследственной и врожденной патологии. Представлены задачи и современные методы молекулярной медицины, базирующиеся на достижениях молекулярной генетики и генной инженерии, которые в основной учебной литературе освещены недостаточно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Учебное пособие «История развития генетики. значение генетики для медицины» предназначено для студентов 1 и 4 курсов лечебного и педиатрического факультетов. Цель учебного пособия: формирование знаний по истории развития генетики в целом и отечественной генетики в частности, формирование знаний по современным методам диагностики и профилактики наследственных и врожденных болезней. Учебное пособие включает задачи: изучение основных этапов развития генетики как науки, изучение становления генетики в России, изучение основных достижений генетики и возможности их использования для решения задач диагностики, лечения и профилактики современной, в том числе молекулярной, медицины. Необходимыми для изучения темы смежными дисциплинами (базисные знания) являются: органическая химия (строение и роль белков, нуклеиновых кислот), биохимия (процессы биосинтеза белка), микробиология (характеристика основных особенностей строения и жизнедеятельности микроорганизмов). Согласно учебной программе длительность изучения темы «История развития генетики. значение генетики для медицины» составляет 5 часов для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов, 4 часа для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов. По данной теме для студентов 1 курса читается лекция. Разбор темы осуществляется на практическом занятии. Самостоятельная работа студентов включает в себя посещение медицинской библиотеки, подготовку докладов к практическим занятиям, семинарам, заседаниям студенческого научного общества, а также решение ситуационных задач и тестов. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: этапы развития и основные достижения генетики, современные генетические подходы к диагностике, лечению и профилактике наследственных болезней. Студенты должны уметь: применять генетический подход к решению задач диагностики и профилактики наследственных болезней.
|