Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика редакторского анализа и правки текста.Стр 1 из 12Следующая ⇒
1. Традиционные методики анализа текста и практика редактирования. А) Сравнительный анализ. По мнению Л.В.Щербы, делает человека более внимательным к тонким нюансам мысли и чувства. Произведение нужно рассматривать в ряду его «сверстников и предшественников». Большинство социолингвистических исследований строится по этому принципу: сравниваются рекламные материалы на одну тему (предположим: рекламы продуктов питания) или ориентированные на определённого потребителя – реклама для молодёжи (например, одежда). Варианты текста (несколько вариантов сравнивается на экране дисплея, что даёт возможность оперативно-сравнительные работы и правки). Б) Экспериментальные методики. Л.В. Щерба ввёл в обиход термин «лингвистический эксперимент»: «Сделав какое-либо предположение о смысле того или иного слова, той или иной фразы, а том или ином правиле словообразования или формообразования и т.п., следует пробовать, можно ли сказать ряд разнообразных фраз (которые можно бесконечно множить), применяя это правило». Из этого метода возникло понимание сути – «это всякое речевое высказывание, которое не понимается, или не сразу понимается, или понимается с трудом, о потому не достигает цели». В) Метод «стилистического эксперимента» Был предложен А.М. Пешковским. Искусственное придумывание стилистических вариантов к тексту. Лингвистический эксперимент => поиск нормы и отклонения от нормы. Стилистический эксперимент => роль элемента, подвергшегося изменению (например, что будет, если изменить слово на синоним, заменить заголовок и т.д.). Изучается положительный языковой материал. «Постановка неудачных вариантов и, что самое главное, исследование причин их неудачности приводит нас к пониманию причин удачности текста. Вот это-то я и называю экспериментальным приемом анализа, и этот прием я считаю правой рукой аналитика». Пешковский. Г) Метод конкретизации также имеет экспериментальный характер. Разыскивание значения слова или оборота, значения наиболее точного происходит путем ассоциативного отбора. Л.В. Щерба: «Многообразие ассоциаций не бесконечно, всегда бывает куда-нибудь направлено…Дело же критика и толкователя – вскрыть эту направленность». Использование возникающего к образу ассоциативного ряда часто очень продуктивно в рекламе. Но(!) нужно быть осторожными, избегая ситуаций с нежелательными ассоциациями. Экспериментальные методики нашли прямое продолжение в практических методах редактирования. 2. Процесс правки текста. После углубленного чтения начальных правил. Есть методика динамического редактирования (научные и технические тексты), правка осуществляется сразу после ознакомительного чтения на этапе углубленного, а затем перед сдачей текста в набор – еще раз. При работе с материалами СМИ гибкое сочетание различных методик диктует многообразие содержательных и жанровых характеристик текстов. Умело проведенная правка не противоречит ни объективным характеристикам текста, его цельности и связности. «Осторожно убираешь лишнее, словно снимаешь пленку с переводной картинки…» Виды правки. 1) Редакторская правка-вычистка – чтение текста «насквозь». Отменить смысловые недочеты, проверить правильность географических наименований, имен собственных, цитат, цифр и дат, сочетаемость единиц измерения. Проверка соответствия заголовков тексту и надписей изображению. Проводит опытный редакционный работник, затем редактор. 2) Правка-сокращение – цель изменить объем, довести до заданного размера (по техническим и конъюнктурным требованиям). Это прямое вмешательство в текст. А) сокращение частями (удаляются определенные смысловые звенья). Б) сокращение внутри (однотипные примеры, факты одного ряда, частные подробности) – текстовые. + Если связь между частями (смысловыми звеньями) необходима, то прибегают к внутритекстовым сокращениям. Это глубокое вмешательство в текст. 3) Наиболее распространенная правка - обработка. Ее задача – подготовка окончательного варианта текста, в котором учтен редакторский анализ. Стилистическая отделка, совершенствование формы, уточнение идеи, замысел. Самые разные изменения: Сокращение, дописывание фрагментов, замена слов и оборотов, изменение синтаксических конструкций, совершенствование композиции. 4) Правка – переделка – создание нового текста на основе материала, представленного автором. На основе фактов и основных положений журналист (копирайтер) облекает мысль автора в литературную форму. Может быть изменен жанр, целевое назначение текста. Близкая к этому литературная запись – специальный вид литературного сотворчества редактора и автора. Это целевое деление! Процесс редактирования текста един!
Лекция №2.
|