Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ






УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Оренбург

 

ББК

Ф

 

Обсуждена на заседании кафедры «Менеджмента» (протокол № 7 от 12.03.09г.)

 

Рекомендована Учебно-методической комиссией факультета экономики (протокол № от)

 

Утверждена Учебно-методическим советом Оренбургского государственного института менеджмента (протокол № от)

 

Ф Фролов О. В.

Управление персоналом: рабочая программа учебной дисциплины / О. В. Фролов. – Оренбург: Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2009. – 33 с.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление персоналом» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)».

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство) и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление персоналом» адресована студентам, обучающимся в институте по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)».

 

 

ББК

© Фролов О. В., 2009

© Оренбургский государственный

институт менеджмента, 2009

 

Оглавление

 

1. Организационно-методические указания …………………………...4

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины ………………………4

1.2 Краткая характеристика дисциплины, ее место в

учебном процессе……………………………………………..5

2. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………...8

2.1 Очная и заочная формы обучения…………………………...8

2.2 Заочная форма обучения, осуществляемая

в сокращенные сроки……………………………………………..8

3. Содержание дисциплины……………………………………………..9

3.1 Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине..9

3.2 Наименование тем, их содержание………………………….9

3.3 Тематический план изучения дисциплины………………..16

3.4 Самостоятельная работа…………………………………….18

3.4.1. Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного

изучения…………………………………………..18

3.4.2. Курсовая работа, примерная тематика………….22

3.4.3 Примерный перечень вопросов к зачёту………...23

3.4.4 Примерный перечень вопросов к экзаменам

по всему курсу……………………………………25

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………27

4.1 Основная литература……………………………………….27

4.2 Дополнительная литература……………………………….27

4.3 Тесты контроля качества усвоения материала (примерный вариант)……………………………………………………...28

4.4 Методические рекомендации по использованию информационных технологий………………………………………..29

5. Требования к уровню освоения программы дисциплины и формы контроля………………………………………………………………31

5.1 Система и формы контроля…………………………………31

5.2 Критерии оценки качества знаний студентов……………..31

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель: подготовить экономистов - менеджеров к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное и компетентное управление подчиненными работниками; к рациональному контролю их деятельности и мотивации; к консультационной, методической, образовательной работе.

Задачи:

1. Студент должен иметь системное представление:

• о стратегиях, технологиях, способах и средствах управления персоналом;

• о теориях, моделях и практиках управления персоналом.

2. Студент должен знать:

· основы российского трудового законодательства и практику его применения;

· принципы управления персоналом;

· стандарты унифицированной системы кадровой документации;

· организацию кадрового учета, первичные учетные документы;

· отечественный и зарубежный опыт в управлении персоналом;

· виды и правовое основание деятельности организационных структур по управлению персоналом;

· основы кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом организации;

· методы планирования и организации работы руководителя с персоналом;

· основы кадрового планирования, набора и отбора персонала;

· организацию профессионального развития персонала;

· основы систем мотивации трудового поведения персонала;

· основы профессиональной и организационной адаптации персонала;

· системы оценки эффективности управления персоналом организации;

· особенности управленческой деятельности по работе с персоналом в кризисные периоды функционирования организации;

· основные элементы корпоративной культуры и этики служебных отношений;

· методы управления конфликтами.

 

3. Студент должен уметь:

· выявлять проблемы, связанные с «человеческим фактором», при анализе конкретной ситуации, предлагать способы их решения и оценивать результаты;

· составлять положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;

· анализировать потребность организации в кадрах (оценивать целесообразность введения вакансий/сокращения штатов);

· компетентно подбирать, отбирать и оформлять трудовые отношения с персоналом;

· выявлять потребности работников в профессиональном развитии;

· разрабатывать системы заработной платы;

· разрешать производственные конфликты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам управления персоналом;

· квалифицированно привлекать работников к дисциплинарной ответственности/поощрять;

· использовать информационные технологии для решения задач управления персоналом.

4. Студент должен владеть навыками:

· кадрового планирования;

· оценки эффективности управления персоналом организации;

· оценки деятельности персонала организации;

· методами оценки результативности труда персонала организации;

· методами управления персоналом;

· способами воздействия на персонал организации;

· методами индивидуальной и групповой работы с персоналом;

· методиками подготовки и проведения аттестации персонала.

 

1.2 Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе

 

Управление персоналом в единстве функций, субъектов и методов выступает предметом одноименной науки. Одновременно это многогранная социальная деятельность и различные аспекты её влияния на организацию, человека и общество являются объектом анализа ряда наук. Управление персоналом – это специфическая, относительно самостоятельная наука, во многом совпадающая по своему предмету и задачам с экономикой организации, в части использования работника в целях экономической эффективности.

Управление персоналом изучает человека в единстве его проявлений, влияющих на все процессы: от его привлечения в организацию до эффективного использования потенциала работника. Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как многогранный субъект:

· экономический – как производитель и потребитель благ;

· биологический – носитель телесной конструкции и физического здоровья;

· социальный - член социально-профессиональной группы;

· политический – гражданин государства, избиратель, член политической партии, профессионального союза, иных групп интересов;

· правовой – обладатель определенных прав и обязанностей;

· культурный – носитель определенного менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций;

· нравственный – разделяющий те или иные нравственные нормы и ценностные ориентации;

· конфессиональный – исповедующий религию или атеист;

· эмоционально – волевой – обладающий определенным характером и психологическим складом;

· разумный – имеющий интеллект и определенную систему знаний.

Таким образом, управление персоналом изучает и учитывает влияние всех аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая её подход к исследованию своего предмета, а также её структуру и содержание.

В настоящее время наука управления персоналом выполняет по отношению к практике менеджмента персонала следующие функции:

· идеального конструирования практики кадрового менеджмента;

· рационализации;

· преобразования.

Знание основ кадрового менеджмента стало необходимым компонентом управленческого, экономического, инженерно-технического и ряда других направлений высшего профессионального образования. Оно необходимо не только уже состоявшимся или будущим руководителям, непосредственно занятым управлением людьми, но в большей или меньшей степени всем современным специалистам, поскольку обеспечивает как профессиональную, социальную, методическую и временную компетентность.

Профессиональная компетентность означает «техническую» подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией.

Социальная компетентность отражает отношения между людьми в процессе трудовой деятельности, умение работать в команде, в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими работниками (коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами) для достижения организационных и личных целей. Социальная компетентность характеризует культуру делового общения как по вертикали «руководитель – подчиненный», так и по горизонтали – «работники одного уровня», а также клиенты организации. Она включает знание этики делового общения, умение предотвращать и относительно безболезненно разрешать конфликты, быстро и правильно передавать информацию, налаживать коммуникации, давать ясные и чёткие задания и соответственно мотивировать работников, тактично указывать на недостатки, корректно делать замечания, вызывать доверие и т.п. В современной организации от слаженности и гармоничности отношений в группе во многом зависит успех организации в целом.

Методическая компетентность означает способность к системному мышлению, правильному восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, умение отличить главное от второстепенного, видеть в целом общее состояние дел.

Временная компетентность отражает умение рационально планировать и использовать рабочее время, включая адекватную оценку временных затрат, умение конструировать программу достижения цели во временном пространстве, правильно определять временные затраты.

Изучение управления персоналом обеспечивает формирование социальной, методической и временной компетентности работников всех уровней, и в первую очередь руководителей.

Курс «Управление персоналом» основывается на таких фундаментальных науках как философия, психология, педагогика, экономика, юриспруденция, теория управления и менеджмента.

Курс состоит из лекционных, практических (семинарских) занятий, самостоятельной работы студентов и завершается итоговым контролем в форме экзамена (зачёта).

Лекционные занятияпредназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, освещаемых на проблемном уровне.

Практические занятияявляются аудиторными, проводятся в форме семинаров и предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Самостоятельная работаявляется внеаудиторной, её цель - самостоятельное ознакомление студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовка к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Курс изучается в 8 и 9 семестрах (очная форма обучения) и в 10 и 11 семестрах (заочная форма обучения) в количестве 278 часов в цикле специальных дисциплин.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал