Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы. 2. 1 очная и Заочная формы обучения






 

2.1 Очная и заочная формы обучения

 

Вид занятий Количество часов в семестре Всего часов
       
очн. очн. заоч. заоч. очн. заоч.
Лекции            
Практические (семинарские) занятия            
Самостоятельная работа, в т.ч.            
Подготовка к практическим (семинарским) занятиям            
Изучение разделов (тем) дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения            
Выполнение курсовых работ -   -      
Вид итогового контроля зачет экз. зачет экз.    
Итого часов:            
  2.2 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки  
Вид занятий Количество часов в семестре Всего часов
   
     
Лекции (Л)      
Практические (семинарские) занятия (Сем)      
Самостоятельная работа, в т.ч.      
Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)      
Изучение разделов (тем) дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)      
Выполнение курсовых работ -    
Вид итогового контроля зачет экзамен  
Итого часов:      
                   

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1 Пояснительная записка

 

Персонал предприятия как объект управления; место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационные структуры службы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; анализ кадрового потенциала; перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная и организационная адаптация персонала; конфликты в коллективе; оценка эффективности управления персоналом.

 

3.2 Наименование тем, их содержание

 

Тема 1 Персонал организации как объект управления

Понятие «персонал». Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Управление персоналом как управленческая функция. Цели управления персоналом. Важнейшие функции управления персоналом. Основные этапы эволюции управления персоналом. Современные концепции управления персоналом за рубежом и в России. Система управления персоналом. Место персонала организаций в экономической системе современной России. Специфические российские рыночные отношения и их влияние на управление персоналом. Системный подход к управлению персоналом в организации. Мировые тенденции развития управления персоналом.

 

Тема 2 Принципы и методы управления персоналом

Понятие «принципа» и «метода». Принципы управления персоналом в условиях рынка. «Универсальные» принципы управления персоналом. Система методов управления персоналом, их классификация, область применения. Сущность и состав административных, экономических, социально – психологических методов управления персоналом. Взаимосвязь и взаимодействие методов управления персоналом.

 

Тема 3 Руководство персоналом как разновидность власти

Понятие власти и авторитета. Определения власти. Свойства власти. Авторитет и его виды. Компоненты власти. Ресурсы власти. Основания и виды власти. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Модификация власти.

 

Тема 4 Кадровая политика в организации

Понятие «кадровая политика». Государственная политика Российской Федерации в сфере трудовых отношений. Механизмы реализации государственной кадровой политики. Факторы влияния на эффективность государственной кадровой политики. Кадровая политика в организации. Микрополитика. Формы микрополитики. Кадровые технологии в механизме реализации кадровой политики. Тактика руководителя.

Тема 5 Корпоративная культура как основа управления персоналом организации

Понятие «корпоративная культура». Уровни корпоративной культуры: поведение, поведенческие нормы, отношения, ценности. Внутренняя коммуникация. Обычаи и традиции. Разработка миссии организации: роль персонала в процессе разработки. Анализ состояния корпоративной культуры. Подготовка программы изменений и её внедрение.

 

Тема 6 Подбор, отбор и наём персонала

Подбор персонала: содержание процесса и значение. Политика подбора персонала. Формы характеристики вакантных должностей. Внутренние и внешние источники привлечения персонала. Методы привлечения персонала. Требования к системе подбора персонала. Место и роль кадровых служб в процессе подбора персонала. Технология подбора персонала. Современные концепции отбора персонала. Цели отбора персонала. Политика отбора персонала. Этапы отбора персонала, их содержание. Технология отбора. Критерии оценки отбора персонала на вакантные должности. Анализ причин отказа в приеме на работу. Технология оформления трудовых отношений с работниками. Правовая составляющая найма работников. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников по российскому трудовому законодательству.

 

Тема 7 Профессиональная и организационная адаптация персонала

Понятие и виды адаптации. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Направления адаптации. Условия и показатели успешной адаптации. Управление трудовой адаптацией персонала организации. Технология процесса управления адаптацией. Этапы процесса адаптации. Информационное обеспечение процесса управления адаптацией. Методы адаптации персонала. Факторы влияния на продолжительность адаптационного процесса. Категории работников в зависимости от способностей к адаптации. Подходы к адаптации. Инструменты адаптации: ориентационная программа, индивидуальная программа обучения, книга работника, PR мероприятия, индивидуальные задания, наставничество. Юридические и этические аспекты адаптации.

 

Тема 8 Мотивация поведения работника в процессе трудовой деятельности

Понятие мотивации и её роль в достижении целей управления организацией. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Потребность как основной элемент процесса мотивации. Сущность основных теорий мотивации и реальность современного российского бизнеса. Содержательные теории мотивации (теории А.Маслоу, Mc. Клелланда, К. Альдерфера, Ф. Херцберга).

Процессуальные теории мотивации (теории Д. Аткинсона, С. Адамса, Б. Скиннера, В. Врума, Э. Лоулера и Л. Портера).

Мотивационные принципы организации труда. Оплата труда как основополагающий способ удовлетворения потребности человека. Совершенствование оплаты труда как фактор мотивации. Системы оплаты труда. Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений. Компенсации. Материальная помощь. Социальное, медицинское и пенсионное страхование. Нематериальные методы мотивации.

 

Тема 9 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

Сущность, цели и содержание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации. Требования к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Принципы формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Содержание форм обучения: на рабочем месте, вне рабочего места. Методы обучения персонала. Принципы активизации обучения. Организационная структура и функции федеральных, региональных, муниципальных органов и организаций, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала организаций. Ученический договор.

 

Тема 10 Деловая оценка персонала

Цели деловой оценки персонала. Эффективные модели и тестовые программы оценки персонала. Основные этапы деловой оценки при текущей и периодической аттестации персонала организации. Организация и технология проведения текущей и периодической оценки персонала. Объекты и субъекты деловой оценки. Критерии оценки персонала. Показатели оценки личностных качеств и уровня профессионализма, поведения. Методы оценки персонала: аттестация в комиссии, собеседование, оценка по методу «360*», психологические методы оценки. Нетрадиционные методы оценки персонала, применяющиеся в динамичных организациях. Организация оценки.

 

Тема 11 Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры

Понятие профессиональной и внутриорганизационной карьеры, служебного продвижения.

Механизм карьерного процесса. Сущность и основные принципы карьерной стратегии. Стимулы к профессиональному и должностному развитию персонала. Карьерная среда и её влияние на развитие карьеры. Управление деловой карьерой. Этапы деловой карьеры и их содержание. Взаимосвязь планирования и реализации деловой карьеры с мероприятиями по повышению квалификации персонала организации. Методика планирования карьерного развития персонала. Целевая ориентация планов. Адресность планов. Непрерывность планирования карьеры. Этапы карьерного планирования. Структура карьерного плана. Оценка эффективности планирования карьеры. Перемещение. Формирование и работа с кадровым резервом.

 

Тема 12 Управление производственными конфликтами

Конфликты в коллективе: понятие, основные стадии, механизм и типология производственных (организационных) конфликтов. Причины и последствия конфликтов (позитивные и негативные). Диагностирование и предупреждение конфликта. Основные стратегии обращения с конфликтами (нормативная, реалистическая, идеалистическая). Стили, методы и типология конфликтного поведения. Принципы управления конфликтами. Правила обращения с конфликтами.

 

Тема 13 Организация работы с «проблемным персоналом»

Понятие «проблемный персонал». Группы работников, потенциально опасных для организации. Причины и факторы отклоняющегося поведения работников. Технологии пресечения отклоняющегося поведения персонала. Функции и задачи службы управления персоналом по управлению дисциплинарными отношениями.

 

Тема 14 Стили руководства персоналом

Понятие стиля руководства. Классические стили руководства. Организационная эффективность классических стилей руководства. Современные интерпретации стилей руководства. Модификация авторитарного стиля. Кооперативный стиль. Тренерский стиль. Факторы влияния на выбор стиля руководства.

 

Тема 15 Управление лидерством в организации

Определение лидерства. Лидерство и руководство. Природа лидерства. Теория черт. Концепции харизматического лидерства. Факторно – аналитическая и ситуационная теории лидерства. Теория конституентов. Психоаналитическое объяснение мотивации лидерства. Инструментальная и игровая мотивации. Типологии лидерства. Управление лидерством в организации.

 

Тема 16 Группы и команда в организации

Понятие рабочей группы. Формальные, неформальные и дружеские группы. Функции неформальных групп. Влияние на неформальные группы. Организационные возможности коллектива. Команда и ее значение. Основные типы (рабочая, повышения эффективности, интегрирующие) и стадии формирования команды. Условия формирования команды. Психологическая совместимость. Признаки эффективных команд. Философия командной работы. Процедура работы в команде. Ценностное кредо команды. Лидерство и команда. Определение и факторы групповой сплоченности. Отличия сплоченных и несплоченных групп. Различия между группой и командой. Репертуар стилей взаимодействия и распределения ролей в команде.

 

Тема 17 Личность руководителя. Типология руководства

Психологические типы личностей по моделям структуры психики. Руководители-экстраверты и интраверты. Руководители «неэффективного поведения». Деятельность руководителя по сферам компетенций. Позитивные и негативные личностные черты руководителя. Работа руководителя с «трудными» подчиненными.

 

Тема 18 Синдром эмоционального (профессионального) выгорания личности менеджера

Понятие «синдром эмоционального (профессионального) выгорания. Структура синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. Факторы влияния в синдроме эмоционального (профессионального) выгорания. Факторы, определяющие вероятность развития СЭВ. Факторы, способствующие эмоциональному (профессиональному) выгоранию. Факторы, снижающие вероятность СЭВ. Признаки эмоционального (профессионального) выгорания. Модели эмоционального (профессионального) выгорания. Профилактика эмоционального (профессионального) выгорания.

 

Тема 19 Организационная структура службы управления персоналом

Функциональное разделение труда и организационные структуры службы управления персоналом. Понятие «функциональное разделение труда». Понятие «организационная структура». Факторы, определяющие организационную структуру управления персоналом. Качественные и количественные показатели, характеризующие организационную структуру управления персоналом. Виды организационных структур управления персоналом. Проектирование функциональной и иерархической структуры. Формирование структурных подразделений службы управления персоналом. Методическое и нормативное обеспечение проектирования организационных структур управления персоналом. Состав проектной документации: положение о службе управления персоналом, структура управления организацией, штатное расписание и т.п. Варианты построения организационной структуры управления персоналом в зависимости от особенностей организации.

 

Тема 20 Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы и службы управления персоналом

Кадровое обеспечение системы и службы управления персоналом: принципы подбора работников в службу управления персоналом, методы их обучения. Цели, методы и средства сбора информации о персонале организации. Информационное обеспечение системы и службы управления персоналом: информационные системы обработки информации о персонале. Правовое обеспечение системы и службы управления персоналом: правовая защита персональных данных работников, нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие процесс управления персоналом. Техническое обеспечение системы и службы управления персоналом: технические средства, оптимизирующие работу с персоналом.

 

Тема 21 Оценка эффективности управления персоналом

Оценка эффективности управления персоналом. Понятие «эффективность». Понятие «кадровый аудит». Организация и методика проведения аудита кадровых служб. Роль информационных систем в оценке эффективности управления персоналом.

 

Тема 22 Управление охраной труда и техникой безопасности в организации

Понятие «охрана труда». Основные направления государственной политики в области охраны труда. Требования охраны труда. Организация охраны труда. Обеспечение прав работника на охрану труда. Технология расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

 

Тема 23 Организация охраны психического здоровья работников в организации

Понятие «моббинг». Виды (формы) моббинга. Классификация моббинга. Цели моббинга. Причины моббинга. Управление охраной психического здоровья работников. Роль службы управления персоналом в управлении охраной психического здоровья работников. Правила поведения в коллективе.

 

Тема 24 Стресс-менеджмент. Управление стрессом

Понятие стресса. Теории и модели стресса. Теории и модели профессионального стресса. Причины стресса. Факторы, вызывающие стресс. Факторы напряжения на рабочем месте. Эффекты стресса на рабочем месте. Методы управления стрессом. Фазу управления стрессом. Профилактика стресса.

 

Тема 25 Организация альтернативного рабочего места

Понятие рабочего места и альтернативного рабочего места. Формы альтернативных рабочих мест. Материальные и нематериальные аспекты организации альтернативных рабочих мест. Технология создания альтернативных рабочих мест.

 

Тема 26 Охрана трудовых прав работников. Общественные профессиональные объединения

Профессиональные союзы. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность профессиональных союзов. Первичная профсоюзная организация. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением норм трудового права. Статус профсоюзных работников. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзной организации.

 

Тема 27 Управление персоналом в международном аспекте

Рост глобального бизнеса. Этноцентрическая, полицентрическая, региоцентрическая позиции в управлении персоналом. Работа с представителями разных культур. Зарубежные командировки. Администрирование зарубежных командировок. HR-менеджер как специалист международного уровня.

 

 

Тематический план изучения дисциплины

 

Наименование разделов, тем Аудиторная работа, час Самостоятельная работа Общий объем часов
Л. Сем. Всего Часы Виды
             
1 Персонал организации как объект управления 2/2 2/0 4/2 6/8 ПЗ, СИ 10/10
2 Принципы и методы управления персоналом 2/0 2/0 4/0 6/8 ПЗ, СИ 10/8
3 Руководство персоналом как разновидность власти 2/0 2/0 4/0 6/8 ПЗ, СИ 10/10
4 Кадровая политика в организации 2/0 2/2 4/2 6/8 ПЗ, СИ 8/10
5 Корпоративная культура как основа управления персоналом в организации 2/0 2/2 4/2 6/6 ПЗ, СИ 10/8
6 Подбор, отбор и наем персонала 2/2 2/0 4/2 6/6 ПЗ, СИ 10/8
7 Профессиональная и организационная адаптация персонала 2/2 2/0 4/2 6/8 ПЗ, СИ 10/10
8 Мотивация поведения работника в процессе трудовой деятельности 2/2 2/0 4/2 6/6 ПЗ, СИ 10/8
9 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала 2/2 2/0 4/2 6/6 ПЗ, СИ 10/8
10 Деловая оценка персонала 2/2 2/0 4/2 6/6 ПЗ, СИ 10/8
11 Работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры 2/0 2/2 4/2 4/9 ПЗ, СИ 8/11
12 Управление производственными конфликтами 2/2 2/0 4/2 4/9 ПЗ, СИ 8/11
13 Организация работы с «проблемным» персоналом   2/0 2/0 4/0 4/9 ПЗ, СИ 8/9
14 Стили руководства персоналом 2/2 2/0 4/2 4/9 ПЗ, СИ 8/11
15 Управление лидерством в организации   2/0 2/0 4/0 4/9 ПЗ, СИ 8/9
16 Группы и команда в организации 2/0 2/0 4/0 4/9 ПЗ, СИ 8/9
17 Личность руководителя. Типология руководителей 2/0 2/0 4/0 4/9 ПЗ, СИ 8/9
18 Синдром эмоционального (профессионального) выгорания личности менеджера 2/0 2/0 4/0 4/9 ПЗ, СИ 8/9
19 Организационная структура службы управления персоналом 2/2 2/0 4/2 4/9 ПЗ, СИ 8/11
20 Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы и службы управления персоналом 2/0 2/0 4/0 4/9 ПЗ, СИ 8/9
21 Оценка эффективности управления персоналом 2/0 2/0 4/0 4/8 ПЗ, СИ 8/8
22 Управление охраной труда и техникой безопасности в организации 2/0 2/2 4/2 4/8 ПЗ, СИ 8/10
23 Организация охраны психического здоровья работников в организации 2/0 2/0 4/0 4/8 ПЗ, СИ 8/8
24 Стресс-менеджмент. Управление стрессом 2/0 2/0 4/0 6/8 ПЗ, СИ 10/8
25 Организация альтернативного рабочего места 2/0 0/0 2/0 6/8 ПЗ, СИ 8/8
26 Охрана трудовых прав работников. Общественные профессиональные объединения работников 2/0 2/0 4/0 6/8 ПЗ, СИ 10/8
27 Управление персоналом в международном аспекте 2/0 2/0 4/0 6/8 ПЗ, СИ 10/8
Всего часов: 54/18 52/8 106/26 136/216 - 242/242

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал