Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрождение и Новое время
2.2.1. Возрождение античной натурфилософии происходит на основе … – учения, согласно которому Христианский Бог утрачивает свой неприродный, трансцендентный характер, сливается с природой, а природа обожествляется, т.е. понимается как божественная сила, открытая в вещах: а) провиденциализма; б) пантеизма; в) монотеизма; г) релятивизма.
2.2.2. Термин гуманизм происходит от лат. humanus, что означает: а) божественный; б) человеческий (человечный); в) природный; г) животный.
2.2.3. Пико Делла Мирандола (1463–1495) в своих знаменитых 900 тезисах утверждал: а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»; б) мир возник из высшего бестелесного начала – «хаоса»; в) мир создан Богом из ничего; г) мир был создан Богом в «уме».
2.2.4. Согласно символике Николая Кузанского (1401–1464) мир представляет собой: а) изолированный шар в лоне абсолюта; б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля; в) бесконечный шар с центром везде и нигде; г) бесконечный шар без центра.
2.2.5. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль: а) космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог); б) бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом; в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом); г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
2.2.6. Николай Коперник (1473–1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, в основе которой: а) астрономическая модель с Солнцем в качестве центра планетарной системы; б) представление о том, что Земля является центром вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё; в) представление о том, что Солнце является центром вселенной, а Земля стоит на трёх китах; г) астрономическая модель, согласно которой вселенная имеет два центра – Солнце и Землю. 2.2.7. Защищая коперниканскую систему мира, Джордано Бруно отстаивал идею: а) множества миров и бесконечности вселенной; б) конечности вселенной в пространстве и во времени; в) качественного различия между Землёй и другими планетами; г) наличия у вселенной множества центров.
2.2.8. Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация, которая привела к расколу римской церкви и созданию нового типа христианского вероучения: а) арианства; б) католицизма; в) православия; г) протестантизма.
2.2.9. По своей социальной сущности философия Нового времени выразила интересы: а) феодальной аристократии; б) католического духовенства; в) утвердившегося класса буржуазии; г) доминиканских и францисканских монастырей.
2.2.10. Девизом философии Нового времени становится изречение: а) Квинта Тертуллиана – «верую, ибо абсурдно»; б) И. Ньютона, выразившее стремление учёных-естественников и философов выработать научную картину мира в противовес церковной – «ничего со слов»; в) Ансельма Кентерберийского – «вера ищет разум», выразившее стремление учёных-теологов научно обосновать церковную картину мира; г) Протагора – «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют».
2.2.11. Френсис Бэкон (1561–1636) призывает руководствоваться в познании методом: а) анализа; б) синтеза; в) дедукции; г) индукции. 2.2.12. Чтобы объяснить происхождение теоретического знания, французский математик и философ Рене Декарт (1596–1650) выдвигает: а) концепцию предопределения, согласно которой всё в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено или волей бога, или строгой механической необходимостью; б) концепцию априоризма, согласно которой всё, что познаёт человек, он познаёт в формах пространства и времени; в) концепцию врождённых идей, согласно которой основные идеи человеческого ума содержатся в нём изначально, т.е. до опыта (априорно); г) концепцию предустановленной гармонии, согласно которой причинно-следственная связь между душой и телом отсутствует, но каждое желание души и соответствующее движение тела параллельно и независимо предустановленны, предопределены богом.
2.2.13. Поиски «универсального» метода познания мыслителями XVII–XVIII вв. привели к разделению философов на сторонников: а) эмпиризма и рационализма; б) рационализма и эмпириокритицизма; в) материализма и идеализма; г) номинализма и реализма.
2.2.14. По мнению Джона Локка (1632–1704), душа человека – это: а) частица мирового духа, познающая путём интуиций и откровений; б) вместилище «врождённых идей», которые определяют направление и содержание познания; в) человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта; г) совокупность «врождённых принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи.
2.2.15. С точки зрения Бенедикта Спинозы (1632–1677): а) бог и субстанция (природа) – это одно понятие; б) бог находится вне субстанции, но не является ее творцом; в) бог находится в природе, являясь ее творцом; г) бог находится в природе, являясь ее субстанцией.
2.2.16. Немецкий философ, математик Г.В. Лейбниц (1646–1716) развивает учение о множественности субстанций (монад), лежащих в основе мира (монадология). Согласно его учению: а) идея не может быть субстанцией, т.к. она есть чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов; б) материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой; в) субстанцией является движущаяся и вечно развивающаяся материя; г) в основе мира не может существовать какой-либо неизменной, единообразной, однородной материальной субстанции.
2.2.17. Английский философ Джордж Беркли (1685–1753) обосновывал положение о том, что «быть» означает: а) существовать независимо от нашего сознания; б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции; в) быть воспринимаемым ощущениями; г) существовать в человеческом представлении.
2.2.18. Скептицизм Дэвида Юма (1711–1776) заключается в том, что: а) он признавал духовное непознаваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи – источнику «зла»; б) действительность есть лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы, а потому вопрос о том, существует объективный мир или нет, является неразрешимым; в) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; г) в основе всех чувственно воспринимаемых и мысленных предметов, всего нашего чувственного и интеллектуального опыта лежит неведомая, непознаваемая, объективно существующая «вещь в себе».
|