Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философское осмысление общества
(социальная философия)
3.6.1. Социальная философия – это: а) осмысление основополагающих принципов и законов, на которых строится общественная жизнь и существование человека; б) рассмотрение общества в его системности и конкретности, во взаимосвязи различных сфер – политики, экономики, истории и культуры; в) система объяснения, понимания и интерпретации социальных изменений, социальных действий и социальных событий, теория и методология познания общества; г) варианты а, б, в верны.
3.6.2. Общество как развивающаяся и целостная система – это система политических, экономических, правовых, идеологических, коммуникативных, этнических, культурных и межличностных связей, которая существует: а) «в людях» и «через людей»; б) начиная со средневековья; в) в природе независимо от людей; г) исключительно в постиндустриальном обществе.
3.6.3. К историческим типам взаимодействия общества и природы относятся: а) биосферный, ноосферный, антропосферный; б) присваивающий, производственный, разумно-управленчес-кий (экологический); в) ноосферный, пассионарный, сверхчеловеческий; г) варианты а и б верны.
3.6.4. Вопрос о различении культуры и цивилизации впервые был поставлен: а) во второй половине XVIII века, когда слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран; б) во второй половине XX века, когда популярной стала концепция типологии культур К. Ясперса, основанная на идее «осевого времени»; в) в начале XIX в. в Англии, когда четко выявилось противостояние старого культурно-промышленного уклада и идей французской революции, а также революции промышленной; г) в XXII–XXI вв. до н.э., когда было создано знаменитое «Поучение гераклеопольского фараона» (Ахтоя III), в котором говорится, что весь мир, включая растения и животных, создан богом ради людей.
3.6.5. Марксизм утверждает, что структура общества вытекает из: а) жизни людей согласно их речевым актам; б) истолкования смысла социальных действий людей; в) формы материального производства; г) соответствующего общественного договора.
3.6.6. «Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что природа в свою очередь в неведомой ранее степени подчинит себе человека… природа становится подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнётся в той второй природе, которую он технически создаёт в качестве своей» (К. Ясперс). О какой опасности говорит автор? Природа ли виновна в нарастании такой опасности?
3.6.7. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще… На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы» (К. Маркс, Ф. Энгельс). О каком законе говорится в этом высказывании? Какие ещё законы действуют в обществе?
3.6.8. Н.М. Карамзин писал: «… мы не найдём в истории никаких повторений… Всякий век имеет свой особливый нравственный характер, погружается в недра вечности и никогда уже не является на Земле в другой раз». Оцените это высказывание историка. В чём он прав и в чём ошибался?
3.6.9. Кризис культуры – это беда и кризис духовной аристократии, творцов культуры, что выражается в её трагической неудовлетворённости, считает Н. Бердяев. Потребители культуры этого не чувствуют и не поймут муки духовных верхов. «В мире вечно остаётся трагический конфликт и трагическое непонимание между меньшинством, живущим творчеством, духовными исканиями, поэзией жизни, и большинством, живущим интересами, аппетитами, прозой жизни». В какой мере вы можете согласиться с автором этих строк? С чем вы не согласны? Кто создаёт культуру?
|