Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия






 

2.7.1. Первым русским философом считается:

а) игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321–1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами;

б) Андрей Рублев (1360–1430), иконы которого предстают перед нами как «философия в красках»;

в) киевский митрополит Илларион (XI в.), создавший проповедь-молитву «Слово о законе и благодати»;

г) Григорий Сковорода (1722–1794), критиковавший официальную религию за её догматизм и схоластику.

 

2.7.2. … создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь»):

а) Григорий Сковорода;

б) Андрей Рублев;

в) Сергий Радонежский;

г) Владимир I Святой.

 

2.7.3. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится:

а) в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»;

б) в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея;

в) в «Соборном Уложении» Ивана III;

г) в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг.

 

2.7.4. Идеи исихазма (религиозно-этического учения о превосходстве духовных начал над материальными) высказывались в XVI веке:

а) представителем нестяжателей – Нилом Сорским;

б) представителем иосифлян – Иосифом Волоцким;

в) представителем Избранной Рады – Андреем Курбским;

г) представителем «ближнего круга» Ивана IV – монахом Сильвестром.

 

2.7.5. Заложив основу русской философской антропологии (трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»), … попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому):

а) М.В. Ломоносов (1711–1765);

б) А.С. Хомяков (1804–1860);

в) К.С. Аксаков (1817–1860);

г) А.Н. Радищев (1749–1802).

 

2.7.6. Этапы становления русского материализма связаны с именами:

а) Максима Грека и Филофея;

б) М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева;

в) А.С. Хомякова и К.С. Аксакова;

г) Нила Сорского и П.Я. Чаадаева.

 

2.7.7. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество»:

а) Т.Н. Грановский;

б) К.Д. Кавелин;

в) И.П. Кулибин;

г) П.Я. Чаадаев.

 

2.7.8. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского:

а) Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин);

б) Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек);

в) Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков);

г) Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).

 

2.7.9. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви:

а) соборность;

б) общественное сознание;

в) индульгенция;

г) коммуна.

 

2.7.10. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812–1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов):

а) материализм Маркса;

б) идеализм Гегеля;

в) агностицизм Беркли;

г) скептицизм Юма.

 

2.7.11. Суть теории «русского социализма», по Герцену, составляет соединение … и «русского быта», надежда на исторические особенности молодой русской нации, а также на социалистические элементы сельской общины и рабочей артели:

а) русского православия;

б) западной науки;

в) идеологии народничества;

г) идеи «Москва – Третий Рим».

 

2.7.12. В главном философском произведении Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии» (1860) обосновывается положение о:

а) неизменности сущего, пребывающего во всех своих изменчивых формах;

б) множественности миров, бесконечности мира в пространстве и времени;

в) обусловленности хода мирового развития движением абсолютной идеи;

г) материальном единстве мира и объективном характере законов природы.

 

2.7.13. Три главных направления народничества:

а) консерватизм (К.Н. Леонтьев), персонализм (Н.А. Бердяев), онтологизм (С.Л. Франк);

б) анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв);

в) философия права (И.А. Ильин), философия культуры (Г.П. Федотов), философия истории (Н.Я. Данилевский);

г) марксистское (Г.В. Плеханов), диалектическое (А.М. Деборин), «механистическое» (И.И. Скворцов-Степанов).

 

2.7.14. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название:

а) триединства;

б) пантеизма;

в) космизма;

г) всеединства.

 

2.7.15. Н.А. Бердяев называет человека:

а) носителем разума;

б) «экзистенциальным центром», наделённым свободой;

в) идеальным центром «я»;

г) символическим существом.

 

2.7.16. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как:

а) бездействие, подобное «недеянию» Лао-цзы;

б) сотворение добра;

в) непричинение зла другому;

г) середина между добром и злом.

 

2.7.17. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея:

а) анархизма;

б) нигилизма;

в) национализма;

г) всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»).

 

2.7.18. Истину П.А. Флоренский понимал как:

а) нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве;

б) то, что приносит пользу, выгоду;

в) совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование;

г) адекватное, подтверждённое практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

 

2.7.19. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков:

а) С.Н. Булгаков;

б) В.И. Вернадский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 

2.7.20. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи:

а) А.Л. Чижевский;

б) В.И. Вернадский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 

2.7.21. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума):

а) В.И. Вернадский;

б) А.Л. Чижевский;

в) К.Э. Циолковский;

г) Н.Ф. Фёдоров.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2023 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал