Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская философия
2.7.1. Первым русским философом считается: а) игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321–1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами; б) Андрей Рублев (1360–1430), иконы которого предстают перед нами как «философия в красках»; в) киевский митрополит Илларион (XI в.), создавший проповедь-молитву «Слово о законе и благодати»; г) Григорий Сковорода (1722–1794), критиковавший официальную религию за её догматизм и схоластику.
2.7.2. … создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь»): а) Григорий Сковорода; б) Андрей Рублев; в) Сергий Радонежский; г) Владимир I Святой.
2.7.3. Религиозно-философское обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой (идеи «Москва – Третий Рим») содержится: а) в сочинении Иосифа Волоцкого «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих»; б) в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея; в) в «Соборном Уложении» Ивана III; г) в сочинениях афонского учёного монаха Максима Грека, прибывшего на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг.
2.7.4. Идеи исихазма (религиозно-этического учения о превосходстве духовных начал над материальными) высказывались в XVI веке: а) представителем нестяжателей – Нилом Сорским; б) представителем иосифлян – Иосифом Волоцким; в) представителем Избранной Рады – Андреем Курбским; г) представителем «ближнего круга» Ивана IV – монахом Сильвестром.
2.7.5. Заложив основу русской философской антропологии (трактат «О человеке, его смерти и бессмертии»), … попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому): а) М.В. Ломоносов (1711–1765); б) А.С. Хомяков (1804–1860); в) К.С. Аксаков (1817–1860); г) А.Н. Радищев (1749–1802).
2.7.6. Этапы становления русского материализма связаны с именами: а) Максима Грека и Филофея; б) М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева; в) А.С. Хомякова и К.С. Аксакова; г) Нила Сорского и П.Я. Чаадаева.
2.7.7. … поставил вопрос о «русском пути»: или для России не осталось иного пути, кроме западноевропейского, или она пойдет самобытным путем, отвечая на «важнейшие вопросы, какие занимают человечество»: а) Т.Н. Грановский; б) К.Д. Кавелин; в) И.П. Кулибин; г) П.Я. Чаадаев.
2.7.8. … поставили своей задачей создание самобытной национальной философии, полагая, что Россия – это особый тип цивилизации и культуры, отличный от западноевропейского: а) Западники (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин); б) Нестяжатели (Н. Сорский, С. Радонежский, М. Грек); в) Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков); г) Народники (П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин).
2.7.9. В религиозно-философском учении А.С. Хомякова … – свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению, своего рода «неформальный церковный коллективизм», общинность, противопоставленные жёстким иерархическим порядкам официальной церкви: а) соборность; б) общественное сознание; в) индульгенция; г) коммуна.
2.7.10. Основоположник теории «русского социализма» – А.И. Герцен (1812–1870) – критиковал … за то, что судьбу конкретной личности тот принес в жертву абсолютной идее (западная цивилизация богата внешними формами, но бедна человеческим содержанием – вот почему влияние европейской цивилизации опасно для всех народов): а) материализм Маркса; б) идеализм Гегеля; в) агностицизм Беркли; г) скептицизм Юма.
2.7.11. Суть теории «русского социализма», по Герцену, составляет соединение … и «русского быта», надежда на исторические особенности молодой русской нации, а также на социалистические элементы сельской общины и рабочей артели: а) русского православия; б) западной науки; в) идеологии народничества; г) идеи «Москва – Третий Рим».
2.7.12. В главном философском произведении Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии» (1860) обосновывается положение о: а) неизменности сущего, пребывающего во всех своих изменчивых формах; б) множественности миров, бесконечности мира в пространстве и времени; в) обусловленности хода мирового развития движением абсолютной идеи; г) материальном единстве мира и объективном характере законов природы.
2.7.13. Три главных направления народничества: а) консерватизм (К.Н. Леонтьев), персонализм (Н.А. Бердяев), онтологизм (С.Л. Франк); б) анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв); в) философия права (И.А. Ильин), философия культуры (Г.П. Федотов), философия истории (Н.Я. Данилевский); г) марксистское (Г.В. Плеханов), диалектическое (А.М. Деборин), «механистическое» (И.И. Скворцов-Степанов).
2.7.14. Принцип единства Вселенной, всего сущего, высший принцип организации бытия в философии В.С. Соловьёва получил название: а) триединства; б) пантеизма; в) космизма; г) всеединства.
2.7.15. Н.А. Бердяев называет человека: а) носителем разума; б) «экзистенциальным центром», наделённым свободой; в) идеальным центром «я»; г) символическим существом.
2.7.16. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как: а) бездействие, подобное «недеянию» Лао-цзы; б) сотворение добра; в) непричинение зла другому; г) середина между добром и злом.
2.7.17. Нравственным идеалом Ф.М. Достоевского была идея: а) анархизма; б) нигилизма; в) национализма; г) всечеловечности («Соборного всеединства во Христе»).
2.7.18. Истину П.А. Флоренский понимал как: а) нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве; б) то, что приносит пользу, выгоду; в) совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование; г) адекватное, подтверждённое практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
2.7.19. … утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков: а) С.Н. Булгаков; б) В.И. Вернадский; в) К.Э. Циолковский; г) Н.Ф. Фёдоров.
2.7.20. … явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи: а) А.Л. Чижевский; б) В.И. Вернадский; в) К.Э. Циолковский; г) Н.Ф. Фёдоров.
2.7.21. … развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу (сферу разума): а) В.И. Вернадский; б) А.Л. Чижевский; в) К.Э. Циолковский; г) Н.Ф. Фёдоров.
|