Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место экономики здравоохранения






Экономика здравоохранения не может существовать в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины. Медицинская деятельность, осуществляемая в определенных организационно-хозяйственных формах, дает экономике здравоохранения объект исследования, воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и существует - в экономическую практику здравоохранения. У экономической теории (общей экономики) экономика здравоохранения заимствует терминологию. Прикладные экономические науки привлекаются в основном для экономических исследований здравоохранения на микро-, а специальные -- для исследований на макро-уровне. Наконец, у гуманитарных наук, прежде всего у философии, экономика здравоохранения неизбежно воспринимает определенную идеологию, мировоззрение.

Выделение экономики здравоохранения в область самостоятельных научных знаний состоялось лишь во второй половине XX века. Это произошло под влиянием ряда причин. Укажем важнейшие из них.

1. Двадцатый век - это столетие небывалого ранее увеличения объема и социально-экономической значимости сферы услуг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект исследования столь быстро и значительно вырос, то возрос, соответственно, и научный к нему интерес.

2. Здравоохранение одновременно заявило о себе как о необычайно ресурсоемкой отрасли, способной использовать различные материальные, финансовые, трудовые и прочие ресурсы.

3. В XX в. здравоохранение стало рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная область приложения инвестиционных средств.

Таким образом, была сформирована новая научная и учебная дисциплина - экономика здравоохранения.

 

2. Операционный менеджмент центральной линией проходит через всю деятельность при создании (изменений состояния) продукта путем превращения необходимых ресурсов в нужные товары, услуги при определяющей роли операционных менеджеров и оперативной информации.

Операционный менеджмент - это целенаправленная деятельность по управлению операциями при приобретении нужных ресурсов, их трансформации в готовый продукт (услугу) с его (их) поставкой потребителю (на рынок). Операционный менеджмент основывается на операциях планирования, организации и управления организацией (в дальнейшем – операционной системой), мотивации, контроля и корректировки деятельности организации.

Операционный менеджмент является не только определенной системой' управления операциями, в параметрах и показателях которой он отображается. В его содержании отражается характер и особенности профессионального мышления менеджера. ОМ - это своего рода структура знаний, в виде кон­кретной системы ценностей, установок и стереотипов. При этом система знаний соединяет накопленный исследовательский потенциал и практический опыт, чем и формирует перспективное мышление.

Цель операционного менеджмента – формирование эффективной системы управления операциями в производстве, сервисе и т.д. Он направлен на построение «управляемых» производственных систем, путем выполнения специфических действий и процедур с задачей получения рыночного результата деятельности фирмы. Рыночный выбор может строиться только на четком профессиональном учете объективных ограничений, критериев и стандартов. Оптимальные операционные решения требуют от руководителя пребывания в центре производственной системы, которая развивается. Сочетание в одном целом основных факторов и аспектов деятельности предприятия – финансовых, организационных, рыночных, технологических и др.- требует, чтобы процесс формирования эффективной системы управления осуществлялся на базе рационального управления операциями.

Предметом операционного менеджмента является закономерности планирования, создания и эффективного использования операционной системы организации.

Основное задание операционного менеджмента – построение «управляемых» производственных систем, путем выполнения специфических действий и процедур для получения рыночного результата деятельности.

Направленность операционного менеджмента на достижение эффективности и рациональности в управлении любыми операциями. Эффективность и рациональность можно принять за основные показатели, которые характеризуют операционный менеджмент как определенного рода деятельность организации.

В данном случае под «организацией» понимается относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения труда.

В операционном менеджменте под эффективностью следует понимать определенную степень достижения поставленных операционной системой целей.

 

3. Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Пять элементов стратегии:

стратегия как план;

стратегия как позиция;

стратегия как приём;

стратегия как паттерн действий;

стратегия как перспектива.

Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегический план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления. Основным методом портфельного анализа является построение двумерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она:

- обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;

- облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

- обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали: - помогает справиться с изменениями и провести изменения;

- даёт возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

- помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

- В каком положении предприятие находится в настоящее время?

- В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

- Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения - это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений можно отнести:

- реконструкцию предприятия;

- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий и т. д.

 

4. В условиях модернизации отечественной системы здравоохранения, утверждения различных форм собственности, поступательного формирования рынка медицинских услуг и возрастающей конкуренции, важнейшими факторами устойчивого развития ЛПУ являются технологии немедицинского характера, присущие коммерческим предприятиям. В ряду с организационной, юридической, маркетинговой составляющими большое значение приобретает экономическая эффективность деятельности медицинского учреждения. Особый интерес представляет качество финансово-экономического анализа деятельности медицинского учреждения, как основы для принятия оптимальных и своевременных управленческих решений.

Адекватное представление руководителя лечебного учреждения о состоянии ресурсов, которые находятся в его распоряжении, и эффективности финансово-экономических результатов дает ему неоспоримые преимущества перед другими ЛПУ. В такой ситуации можно, заранее планируя эффект от принятия тех или иных решений, управлять экономической ситуацией в учреждении.

К сожалению, в настоящее время, подавляющее большинство ЛПУ руководствуется экономическими принципами, нормами и инструкциями, пришедшими еще с советских времен. И если для учета и анализа бюджетных потоков этого может быть достаточно, то внебюджетная деятельность требует более «продвинутого» анализа, свойственного любому коммерческому предприятию.

Ситуация осложняется еще и тем, что метод экономического анализа хозяйственной деятельности, успешно применяемый для промышленных предприятий не может применяться к учреждениям социальной сферы шаблонно, без учета отличительных характеристик здравоохранения как отрасли народного хозяйства.

 

Здравоохранение является непроизводственной отраслью, тесно связанной со всеми отраслями народного хозяйства, которая обеспечивает решение социально и экономически значимой задачи сохранения и восстановления здоровья членов общества и развитие трудового потенциала.

Помимо легко наблюдаемого очевидного затратного компонента здравоохранение в условиях развития рыночных отношений имеет менее очевидный социально и экономически значимый компонент, заключающийся, во-первых, в том, что оно восстанавливает трудовые ресурсы экономики, во-вторых, обеспечивает социальную стабильность и, в-третьих, создает условия для всестороннего развития личности. Финансовые и экономические отношения в общетве при управлении здравоохранением отражают закономерности развития рыночной экономики и направлены на оптимизацию использования ограниченных ресурсов, выделяемых обществом через механизмы финансирования на здравоохранение. Оказание медицинских услуг трудоспособному населению является социально-экономической проблемой сохранения и восстановления трудового потенциала общества.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, которое является не только биологической, физиологической, психологической, но и экономической и социальной категорией, и выделяет понятие «общественное здоровье» как важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни.

Состояние общественного здоровья, являясь фактором экономического и социального развития общества, определяет миссию здравоохранения как удовлетворение потребности членов общества быть здоровыми. Общественное здоровье - важнейший фактор, определяющий объем и структуру спроса намедицинские услуги и, следовательно, влияющий на структурные и количественные характеристики здравоохранения. В свою очередь, здравоохранение наряду с другими факторами (образ жизни, экология и др.) значительно влияет на состояние общественного здоровья. Следовательно, здравоохранение как отрасль народного хозяйства и общественное здоровье, являющееся интегральной характеристикой состояния общества, экономики и системы здравоохранения, находятся в сложных взаимообусловленных связях и отношениях, изучение которых требует методологического обоснования.

Определяющей характеристикой общественного здоровья в соответствии с общепринятой мировой практикой является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. По этому показателю Россия входит в число отстающих стран. Так, если в развитых странах этот показатель составляет в среднем 75 лет, то у нас - 66.7 лет.

Индикатором эффективности функционирования системы здравоохранения в соответствии с решением Всемирной организации здравоохранения прият показатель младенческой смертности. Согласно данным этой организации, в наиболее благополучных странах этот показатель составляет 0, 4 %, а по России - почти 1, 8 %, что свидетельствует о низкой эффективности функционирования системы здравоохранения.

Существующая в настоящее время система управления здравоохранением недостаточно адаптирована к изменению экономических, социальных, демографических и других факторов, вызванных становлением рыночной экономики и бурным развитием научно-технического прогресса во взаимодействующих со здравоохранением отраслях народного хозяйства.

 

5. За последние 20 лет здравоохранение России прошло ряд этапов развития, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи, а также эффективное использование ресурсов. В истории развития отрасли в середине 80-х годов прошлого столетия завершился советский период развития здравоохранения, в начале 90-х годов в ряде территорий был апробирован, но не получил дальнейшего развития новый хозяйственный механизм, требует радикальных перемен действующая организационно-экономическая модель здравоохранения, а также механизм обязательного медицинского страхования.

В этот период очередной попыткой сформировать эффективный механизм функционирования отрасли стала Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387.

Целью Концепции явилось сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Основными задачами Концепции явились увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний, сокращения сроков восстановления утраченного здоровья и повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.

В Концепции признано, что в сложившихся условиях важное значение приобретают:

–обеспечение адекватности финансовых ресурсов объемам государственных гарантий, поэтапное повышение дли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7% от валового внутреннего продукта;

–развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

–повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;

– повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья;

– проведение инвестиционной инновационной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений – максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат и пр.

 

В концепции были выделены приоритеты по совершенствованию организации медицинской помощи, системы финансирования здравоохранения, организации здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществлению государственных гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи и защите прав пациентов.

Планировалось работы по реализации Концепции выполнить в 2 этапа.

I этап (1997-2000 годы) включал:

осуществление мероприятий, изложенных в программе Правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”;

принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения по увеличению размеров финансирования отрасли и повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

осуществление в течение 1997-1999 годов структурных преобразований в отрасли путем проведения реструктуризации стационарной помощи, развития амбулаторно-поликлинических учреждений, созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому, внедрения института общей врачебной практики;

введение в 1998 году стандартизации медицинских услуг, регламентации обеспечения больниц и поликлиник лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

разработку и утверждение в 1997-1998 годах федеральных целевых программ по борьбе с туберкулезом и заболеваниями, передаваемыми половым путем, по развитию онкологической помощи населению, профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний;

проведение государственных антиалкогольных мер, разработку и последующую реализацию федеральной целевой программы борьбы с курением для снижения заболеваемости и смертности населения.

II этап (2001-2005 годы) включал:

осуществление федеральных целевых программ развития здравоохранения с целью внедрения в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики и лечения болезней и обеспечения населению доступной квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

завершение работы по структурной перестройке отрасли, направленной на формирование частного сектора, создание в системе первичной медико-санитарной помощи приоритета врачам общей практики, развитие межрайонных и межрегиональных клинических центров специализированной медицинской помощи, внедрение передвижные формы оказания медицинской помощи населению в сельской местности.

формирование единой информационной системы мониторинга здоровья, создание телекоммуникационных связей между клиническими центрами и врачами общей (семейной) практики для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний медицинских работников.

 

6. Под социальным (общественным) сектором экономики страны, как правило, понимают государственный сектор, представляющий и обслуживающий интересы всего населения. Государство является основным институтом, организующим и координирующим взаимоотношения граждан и социальных групп в стране и обеспечивающим условия для их совместной деятельности. Органы государственной власти, используя свои организационные формы (законодательные, исполнительные и судебные), управляют делами общества. Предполагается, что государственный сектор призван представлять интересы членов общества, поэтому его принято называть общественным сектором.

Рассмотрение вопросов, связанных с общественным сектором экономики, необходимо для понимания того, как органы власти могут с должной эффективностью достигать целей проводимой ими социально-экономической политики и как находить наиболее рациональное соотношение между государственным и частным секторами экономики. Важную роль играет анализ государственных расходов — направления использования денежных средств, издержек и выгод, оптимального налогообложения, общественного выбора. Необходимо также объяснить, почему государство занимается одними видами деятельности и не занимается другими, почему перечень видов деятельности, которыми занимается государство, не одинаков в различных странах, как складываются тенденции развития.

Основными направлениями деятельности общественного сектора экономики являются предоставление общественных благ, перераспределение доходов и богатства и оказание социальной помощи населению, а также производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими или контролируемыми государством. В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путем принятия законодательных и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.

Предоставление населению общественных благ — товаров и услуг коллективного и индивидуального пользования, относящихся к общественному потреблению, осуществляется, как правило, на бесплатной основе. Экономические потоки, связанные с предоставлением общественным сектором этих услуг, не оформляются сделками купли-продажи, не зависят от спроса и предложения и носят, как принято говорить, нерыночный характер. Тем не менее существуют факторы, определяющие общие возможности государства по сбору налогов и неналоговых средств в государственные финансовые фонды и вытекающие из этого возможности предоставления общественных благ, связанные с общим экономическим потенциалом и состоянием экономики страны.

Механизм рынка не в состоянии производить общественные блага, потребность в которых не выражается в индивидуальном платежеспособном спросе, хотя общество в целом и отдельные его члены в них нуждаются. К таким общественным благам относятся национальная оборона, общественный порядок и безопасность, фундаментальная наука и др.

Общественные блага рассматриваются как коллективные, если их использование одними лицами, как, например, услуги по обороне, не лишает других лиц возможности также пользоваться этими благами. К индивидуальным благам относятся такие, которые в случае их потребления одним лицом не могут быть одновременно потреблены другими, например лекарства в государственной больнице. В отличие от благ, предоставляемых частным сектором экономики, общественные блага доступны всем членам общества без оплаты. Поскольку эти блага может получить любой член общества без оплаты, частные производители не заинтересованы в их производстве. Оплата таких благ осуществляется за счет финансовых ресурсов государства. В ряде сфер деятельности потребности людей удовлетворяются на основе как общественных благ, так и благ, предоставляемых частными предпринимателями. Это относится, в частности, к здравоохранению, образованию, строительству и эксплуатации дорог, муниципальному жилью. Как правило, за счет общественных благ в этих случаях удовлетворяются потребности менее состоятельных граждан, не имеющих возможности оплачивать дорогие услуги частных медицинских и образовательных учреждений и т.п. Предоставляя гражданам жилье, услуги здравоохранения, образования и др., государство обеспечивает так называемые насущные блага, т.е. такие блага, которые люди должны получать независимо от уровня их доходов. Другой важной сферой деятельности государства является перераспределение доходов и богатства и оказание поддержки отдельным группам населения в виде социальной помощи и социального страхования с использованием таких инструментов, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Производство товаров и услуг, являющееся третьей крупной сферой экономической деятельности общественного сектора, осуществляется на принадлежащих ему или контролируемых им предприятиях на коммерческих принципах. Их товары и услуги реализуются по ценам, формируемым на рыночной основе.

Вся экономическая деятельность общественного сектора в конечном итоге предполагает направленность на повышение благосостояния граждан. Достигнутый в развитых странах уровень экономического развития привел к формированию долговременной тенденции повышения стандартов жизненного уровня основной массы населения. Появляются и реализуются меры социальной ориентации экономики, прямого и косвенного регулирования социальных процессов на основе государственной политики доходов и расходов, занятости, цен, программ развития образования, здравоохранения, культуры. Эти процессы нашли отражение в концепции государства всеобщего благосостояния. С этих позиций общественный сектор экономики обеспечивает перераспределение доходов между различными социальными группами населения, обеспечивая реализацию принципа социальной справедливости. Предполагается, что перераспределение доходов позволяет увеличить общее благосостояние.

Важным элементом такого подхода является принцип солидарного (кооперативного) поведения, согласно которому такое поведение приносит больший эффект, чем эгоистическое поведение, определяемое интересами каждого отдельного индивидуума. При этом, поскольку существует определенное противоречие между личными и коллективными интересами, необходим механизм принуждения, реализуемый органами государственной власти.

 

7. Медицинская услуга определенно имеет как экономические, так и явно выраженные социальные характеристики.

В процессе функционирования рынка общественного здоровья создаются особые экономические блага: лечебно-диагностические услуги, фармацевтические средства, медицинская техника и инструментарий и т.п.

Благо – это все то, посредством чего реализуются человеческие потребности. Медицинские услуги как блага удовлетворяют человеческую потребность в медицинской помощи, в охране и укреплении здоровья. Услуга – это действие. В отличие от товаров, услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве.

Следует подчеркнуть, что в экономической литературе не имеется существенных разногласий по поводу определения услуги. Обычно под услугой понимается специфическая производственная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие либо потребности человека.

Услуги здравоохранения представляют собой деятельность медицинских работников, имеющую своим результатом полезный эффект восстановления, поддержания и укрепления здоровья. Продукт медицинской деятельности формируется в процессе оказания медицинской услуги. Медицинская деятельность не завершается созданием материальных благ, не завершается актом их присвоения. Медицинская деятельность направлена на изменение состояния объекта, которым является человек. Задача медицинской деятельности – не создавать какое-либо благо, которое может быть присвоено, а изменить неблагоприятное состояние человека до такого состояния, которое можно считать благом.

Хотя услуги являются лишь разновидностью конкретной профессиональной деятельности и не имеют с точки зрения экономической интерпретации принципиальных отличий, тем не менее, в здравоохранении, как и в любой другой отрасли, оказывающей услуги, имеются свои особенности.

следующие характерные черты медицинской услуги:

Неосязаемость медицинских услуг. Особенности услуг здравоохранения проявляются, как правило, через их воплощение в самом человеке и имеют в большинстве своем вид нематериальных услуг (неосязаемость). Неосязаемость услуг проявляется прежде всего в невозможности продемонстрировать их эффект конкретному пациенту вплоть до непосредственного предоставления.

В то же время часть медицинских услуг может иметь помимо нематериального проявления и вещественное воплощение (товарная составляющая). Например, установка внутрисосудистых стентов, кардиостимуляторов, ортопедических протезов, использование пломбировочного материала, зубных коронок и протезов, пересадка органов и т.п. Таким образом, часть медицинских услуг содержит как нематериальные, так и вещественные (товарные) компоненты.

Индивидуальный характер. Услуги здравоохранения почти всегда имеют выраженный индивидуальный характер, так как предназначены в большинстве случаев конкретному индивидууму. При этом качество медицинской услуги во многом определяется исходным состоянием потребителя (пациента). Данная особенность предъявляет высокие требования к социальной ответственности работников здравоохранения, а также выдвигает необходимость страхования их профессиональной деятельности.

Неразрывность процессов предоставления и потребления. Потребление значительной части услуг здравоохранения совпадает с их производством во времени и пространстве, что естественно вытекает из их индивидуального характера. Эта особенность связана с тем, что указанные процессы осуществляются при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта медицинской деятельности. В большинстве случаев оказание медицинской помощи требует непосредственного участия в этом процессе не только медработников, но и пациентов-потребителей медицинских услуг. Не являются исключением из этого правила и услуги, связанные с созданием вещественных объектов – кардиостимуляторов, зубных протезов, ортопедических изделий. На различных этапах оказания этих услуг все же неизбежно возникает потребность в непосредственном контакте между производителем услуг и их потребителем.

Услуги здравоохранения не могут накапливаться, сохраняться в течение определенного отрезка времени. В отличие от товаров медицинского назначения, медицинские услуги неотделимы от того, кто их поставляет, они не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Данный признак вытекает из невещественного характера, совпадения производства и потребления услуги во времени и пространстве. Эти услуги нельзя заготовить и хранить до появления спроса, а затем предоставить их со склада на рынок.

Подавляющее большинство медицинских услуг не только нельзя отделить от их производителя, но и подвергнуть возврату, что также обусловлено их неосязаемостью и неразрывностью процессов предоставления и потребления.

Сложность структуры медицинской услуги. Услуги здравоохранения достаточно часто имеют сложную структуру, то есть являются результатом деятельности нескольких категорий медицинских работников. В целом медицинская услуга охватывает всю жизнь человека, и в её оказании потенциально могут участвовать многие медицинские работники. На эту особенность влияет непрерывно возрастающая техноемкость современной медицины. Например, выделяют диагностические медицинские услуги врача-клинициста и врача-инструменталиста, услуги среднего медперсонала и т.п.

Неоднородность качества. Медицинской услуге присуща неоднородность качества. Оказание медицинской услуги это творческий процесс, связанный с множеством факторов риска, неопределенностью конечного эффекта и поэтому изначально не может быть однородным. Например, во многом качество медицинских услуг зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает, и даже в какое время суток.

Согласно формулировке, предложенной ВОЗ, качество медицинских услуг – это совокупность их характеристик и свойств, имеющих эмпирическую природу и способных удовлетворять установленным требованиям.

Невозможно с высокой степенью достоверности определить требуемую для достижения позитивного результата величину ресурсов.

Несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности, в здравоохранении нет, да и не может быть единого подхода к лечению всех больных. В отличие от других сфер профессиональной деятельности, в медицине смертельный исход не является противоестественным и противоправным. Неизлечимая болезнь, несвоевременное обращение за медицинской помощью, ослабленность организма, повышенная чувствительность к определенному лекарственному препарату – весь этот комплекс факторов может стать самостоятельной, независимой причиной смертельного исхода.

Важную роль в повышении однородности качества медицинских услуг играет стандартизация. К основным объектам стандартизации в здравоохранении помимо технико-технологического обеспечения выполнения медицинских услуг и их качества являются организационные и информационные технологии, квалификация персонала, качество лекарственных средств и медицинской техники, учетно-отчетная документация.

Недостаточная объективность оценки результативности медицинской услуги.

Высокая социальная направленность. Медицинская деятельность осуществляется через оказание конкретной медицинской услуги, и главной целью деятельности оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Данная услуга в современных условиях признается в качестве социально значимого блага.

Медицинские услуги характеризуются сочетанием высокой социальной приоритетности с относительно низкой эластичностью спроса на них, часто невозможностью взаимозаменяемости связанных с ними расходов. Потребность в медицинских услугах непосредственно связана с состоянием здоровья и самой жизнью человека.

 

8. Здравоохранение - отрасль профессиональной деятельности и одновременно отрасль общественного хозяйства, изначально требующая регулирования. Следовательно, современный рынок медицинских услуг (РМУ) и его объекты также требуют государственного регулирования.

Существуют четыре области, в которых приоритетной остается роль государства:

- основополагающие принципы политики в области здравоохранения, важнейшие решения которых должны приниматься на высоком государственном уровне. Политика в области здравоохранения неизменно связана с выбором основных ценностей, могущих оказать влияние на многие аспекты общественной жизни. Поэтому такие стратегические вопросы должны регулироваться с помощью тех же процедур, как и другие вопросы государственной политики. Государство для реализации своей политики использует различные формы и методы, образующие инструментарий государственного регулирования;

- стратегические решения относительно ресурсов здравоохранения, поскольку они определяют будущее всей системы. Подобные вопросы инфра­

структурного характера охватывают персонал (подготовка, проверка и лицензирование), крупное капитальное строительство, приобретение дорогостоящего оборудования и деятельность в области исследований и развития. Решения, связанные с ресурсами требуют широкого обзора ситуации для обеспечения необходимого баланса, а также эффективного использования ограниченных ресурсов;

- меры регулирования, касающиеся общественной безопасности, связанные с защитой общественных интересов. Под контролем центральных органов должны находиться вопросы регулирования, связанные с новыми лекарственными препаратами и методами лечения, а также аккредитации поставщиков медицинских услуг.

- мониторинг, оценка и анализ как состояния здоровья населения, так и работы служб здравоохранения.

Роль государства на РМУ заключается в охране здоровья населения и связана с систематическими усилиями по выявлению потребностей в медицинских услугах, с организацией деятельности объектов РМУ с учетом численности на­селения, включающей в себя процесс сбора необходимой информации для определения состояния здоровья населения и мобилизации ограниченных ресурсов, требуемых с учетом этого состояния. Она предполагает также организацию подбора медицинского персонала и оборудования для обеспечения доступности медицинских услуг, предупреждение болезней, диагностику и лечение заболеваний, а также физическую, социальную и профессиональную реабилитацию для укрепления здоровья населения.

Регулирование является оправданным только в тех случаях когда, во-первых, можно обоснованно предполагать, что оно позволит выполнить поставленную задачу и, во-вторых, когда это может быть осуществлено без каких-либо серьезных негативных экономических и финансовых последствий для структуры и качества предоставляемых медицинских услуг. Для достижения этих целей механизмы регулирования должны быть достаточно гибкими и при­меняться с учетом множества различий (технического, географического и демографического характера). Такие различия, не выходящие за рамки ограничений, определенных национальными законами, весьма характерны для демократического общества. Особенно важно подчеркнуть, что эффективное регулирование должно быть направленно на мониторинг и оценку конечных результатов, а не на определение объема вкладываемых ресурсов. Аналогичным образом для достижения желаемой цели должны быть тщательно разработаны меры, основанные на принципах конкуренции.

 

Медсестринское дело - самостоятельная профессия, которая имеет достаточный потенциал, чтобы решать проблемы и удовлетворять потребности отдельных людей и общества в целом, возникли или могут возникнуть в связи с изменениями здоровья. С развитием общества возрастает спрос на медсестринские услуги, определяются сферы здравоохранения, где нужна не только внимание, но и компетенция и высокопрофессиональная опека медицинских сестер. Научно обоснованная медсестринская практика опирается на объективные данные о наиболее эффективных путях медсестринских вмешательств. Именно научные исследования в медсестринстве позволяют медицинским сестрам найти наилучшие способы ухода за пациентом, определить связи между медсестринскими вмешательствами и качеством оказания медицинской помощи. Медсестринское дело как отдельная наука не может развиваться без научных исследований. Сегодня сестринское дело - это искусство, наука, оно требует понимания, применения специальных знаний и умений. Сестринское дело основывается на знаниях и технике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, и других. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма. Современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.

 

Сестринское дело включает в себя планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации, рассматривает влияние различных аспектов жизни человека на здоровье, болезнь, инвалидность и смерть. Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.

 

9. Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет, формируемый за счет поступления общих налогов от хозяйствующих субъектов и населения. Поступление от предприятий осуществляется в виде налогов в рамках налогового законодательства.

Из полученных доходов государство в лице Минфина России выделяет определенные средства на содержание и развитие здравоохранения. Согласованный между Минфином и Минздравом бюджет одобряет Правительство РФ. С момента утверждения государственный бюджет становится законом и обязателен для исполнения. Основные источники, которые обеспечивают финансирование организаций здравоохранения при оказании медицинской помощи населению на бесплатной и платной основе. Эти источники имеют различное происхождение, а также направления и способы расходования финансовых средств. Большинство организаций здравоохранения представлены бюджетными учреждениями, т.е. государственными (муниципальными) учреждениями, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) заданий, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Особенность большинства бюджетных организаций здравоохранения состоит в том, что они финансируются как непосредственно из бюджета собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных фондов (Федерального и территориального фондов ОМС, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ).

Определенную роль в финансировании здравоохранения играет Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основные задачи Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих, национального проекта «Здоровье» и др.

Роль Фонда социального страхования в финансировании мероприятий по охране здоровья населения за годы реформ неоднократно менялась с учетом экономической ситуации в стране.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал