![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты АВС и XYZ-анализов
Оценим состояние ассортимента карамели с помощью анализа АВС и XYZ. Для этого выделим из всего ассортимента 20 наименований, которые и будем анализировать, чтобы оценка была более объективной. Для начала определим долю позиции в общем объеме реализации карамели (таблица 3). Таблица 3 – Исходные данные для проведения АВС-анализа
Заключительным шагом следует распределение товаров по группам А, В, С: К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, сумма накопленных стоимостей которых составляет 70-80% от суммарной стоимости всех потребленных за этот период товаров. В группу В попадают примерно треть наименований товаров, сумма стоимостей которых составляет 15-20%. К группе С относятся все оставшиеся позиции товаров, суммарная стоимость которых составляет лишь 5-10%. При этом следует не забывать о этих позициях, отсутствие которых может привести к потере продаж в группе А или В (таблица 4). Таблица 4 – Распределение товарных позиций на группы
Зона А сформирована ассортиментом товаров, формирующих наибольший удельный вес в товарообороте. Это товары – лидеры. Данная зона требует наибольшего внимания, для нее необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, тщательный учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. К этим позициям относятся карамель: " Малиновый ликер", " Клюква в сахаре", " Апельсиновая", " Ивушка", " Сливки малина", " Сливки кофе", " Фиеста", " Клубника со сливками", " Дюшес", " Лимонная", " Йолдыз", " Мотылек в какао", " Помадая в сахаре". Зона В – товарный ассортимент промежуточной группы, стратегии развития ассортимента которой требует обновления, с целью перехода в группу А. Необходимы дополнительные меры по стимулированию потребительского спроса. Сюда вошли изделия с наименованиями: " Смородиновый аромат", " Сказка", " Златовласка", " Очи страстные", " Вишня". Зона С характеризуется стратегией очищения в общем смысле, но по конкретным наименованиям требует индивидуального отношения. В этой зоне оказались: " До-Ми-Солька", " Малибу" Для построения графика необходимо определить процентное соотношение структуры ассортимента карамели (таблица 5). Таблица 5 – Соотношение структурных элементов
График строим по параметрам – доля позиции в объеме реализации нарастающим итогом и структура ассортимента (рисунок 11): Рисунок 11. График АВС-анализа Метод АВС имеет существенный недостаток, заключающийся в отсутствии учета динамики спроса. В этом случае его необходимо дополнить данными XYZ-анализа. XYZ-анализ позволяет классифицировать товарный ассортимент, рассмотренный при проведении АВС - анализа, в зависимости от характера его потребления и точности прогнозирования изменений в его потребности, что особенно важно для торговых предприятий. В качестве исходных данных выбраны объемы реализации карамели за 4 квартал 2013 года (таблица 6). Таблица 6 – Исходные данные для проведения XYZ - анализа
Коэффициент вариации по первой позиции будет равен: Расчет коэффициента вариации для позиции 1: Средний расход за месяц составит:
Коэффициент вариации: Аналогично произведем расчеты значений коэффициентов вариации для других позиций и внесем их в таблицу 7. Таблица 7 – Расчет дисперсии и коэффициента вариации
Результат распределения ассортиментных позиций по группам показан в таблице 8. Таблица 8 – Распределение товарных позиций по группам
К категории X относят товары, которые характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Категория Y - это товары, потребность в которых характеризуется известными тенденциями и средними возможностями их прогнозирования. Категория Z – отсутствует. График (рисунок 12) строим по параметрам – структура ассортимента и коэффициент вариации (таблица 9). Таблица 9 – Параметры для построения графика
Рисунок 12. График XYZ - анализа Для повышения эффективности результата анализа товарного ассортимента необходимо объединить итоги АВС- и XYZ- анализа в матричном варианте (таблица 10):
Таблица 10 – Матрица АВС – XYZ-анализа
Выводы по ABC-XYZ-анализу: 1. Ассортимент товаров групп АХ, AY, ВХ требует расширения. Он наиболее востребован. Характеризуется высокой потребительской стоимостью, высокой степенью надежности прогноза вследствие стабильности потребления. Карамель " Клюква в сахаре", " Апельсиновая", " Ивушка", " Сливки малина", " Сливки кофе", " Фиеста", " Клубника со сливками", " Дюшес", " Лимонная", " Помадная в сахаре", " Малиновый ликер", " Йолдыз", " Мотылек в какао", " Сказка", " Златовласка", " Очи страстные", " Вишня" как раз относятся к данным ассортиментным позициям. 2. Ассортиментная политика группBY требуетсокращения ассортимента, вплоть до выведения из ассортимента. Является промежуточной зоной. Характеризуется средней потребительской стоимостью, средней степенью надежности прогноза вследствие нестабильности потребления. Эта характеристика касается карамели " Смородиновый аромат" 3. Товарный ассортимент групп CYтребует дальнейшего исследования вариантов реализации. Он плохо востребован. Характеризуется низкой потребительской стоимостью, низкой степенью надежности прогноза вследствие нестабильного потребления. К позициям CY относятся: карамель " До-Ми-Солька" и " Малибу".
|