Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет, виды, направления и основные методы экономического анализа.
Предмет экономического анализа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных со следующими направлениями деятельности: - исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов; - научным обоснованием бизнес-планов с объективной оценкой их выполнения; - выявлением положительных и отрицательных факторов и комплексной их оценкой; - раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития объекта и определением внутрихозяйственных резервов; - определением имеющегося опыта и принятием оптимальных управленческих решений. Экономический анализ начинается с выявления отдельного хозяйствующего факта, явления или ситуации, которые в совокупности представляют хозяйственный процесс любого звена управляемой подсистемы. В ходе анализа все процессы изучаются во взаимозависимости и взаимообусловленности. Исходя из этого, факторный анализ - это один из основных моментов анализа в целом. Факторный анализ выявляет всевозможные причины, влияющие на хозяйственные процессы, как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия, и позволяет дать им количественную оценку. Экономический анализ - это комплексное изучение деятельности предприятия и его структурных звеньев с целью оценки ее результатов, получаемых под воздействием объективных и субъективных факторов. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятия и его структурных подразделений, социально-экономическая эффективность и конечные результаты деятельности, отраженные в экономических источниках информации (плановых, отчетных и учетных). Объектом экономического анализа является предприятие любой организационно-правовой формы и его структурные звенья. Содержание экономического анализа направлено на выявление и использование нереализованных возможностей на предприятии с целью получения наилучших результатов его функционирования (выявления хозяйственных резервов). Это (выявление) предоставляет возможность наилучшего использования материально-технических и других ресурсов в результате совершенствования техники, технологии и организации труда, производства и управления. Мобилизация хозяйственных ресурсов проявляется в форме дополнительного выпуска продукции, улучшении качества продукции, снижения ее себестоимости. Для более полного выявления и использования хозяйственных резервов их группируют по следующим признакам: 1. Пространственный: - внутрихозяйственные резервы; - отраслевые резервы, - региональные резервы; - общегосударственные резервы. К внутрихозяйственным резервам относят те резервы, которые могут быть выявлены лишь на исследуемом предприятии и связаны с ликвидацией потерь и непроизводительных затрат ресурсов. Отраслевые резервы - это те, которые выявляются на уровне отрасли по совокупности однородных предприятий. Региональные резервы выявляются и используются в пределах одного региона. Общегосударственные резервы - это ликвидация всевозможных диспропорций в развитии того или иного производства. 2. Временной признак: - неиспользованные резервы; - текущие резервы; - перспективные резервы. Неиспользованные резервы - это упущение возможности относительно плана или определенного опыта за прошедший период времени. Текущие резервы - это возможности улучшения хозяйственной деятельности на ближайшую перспективу. Перспективные резервы рассчитаны на длительный период и предполагают значительные капитальные вложения. 3.По способам выявления: - явные резервы - это отрицательные отклонения и потери, отраженные в отчетности; - скрытые резервы - это резервы, выявленные путем длительных расчетов и сопоставления с другими объектами. 4. По характеру воздействия: - экстенсивные резервы - это все резервы, требующие использования дополнительных ресурсов; - интенсивные резервы нацелены на более полное и рациональное использование производственного потенциала. Задачи экономического анализа могут быть сгруппированы следующим образом: · повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и используемых нормативов. Решение этой задачи достигается путем проведения обязательного ретроспективного анализа по всем направлениям деятельности предприятия. Выводы этого анализа совмещаются с текущими наблюдениями и используются в будущих плановых расчетах; · определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и иных ресурсов, отдельно по каждому виду ресурсов и в совокупности. Аналитическая работа должна отвечать определенным требованиям: - анализ должен базироваться на общем подходе, т.е., оценивая определенные проявления хозяйственной жизни, необходимо учитывать их соответствие экономическо-социальной политике и действующему законодательству; - анализ должен быть комплексным, т.е. должны быть охвачены все звенья и стороны деятельности предприятия; - анализ должен быть плановым и проводиться систематически; - анализ должен быть объективным и действенным, т.е. базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы должны базироваться на конкретных расчетах; - анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны приносить определенный эффект. Виды экономического анализа 1. По признаку времени: ■ предварительный анализ - проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий; ■ ретроспективный анализ - проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов. Делится на: - оперативный анализ - осуществляется сразу после совершения хозяйственной операции и отслеживает изменение ситуации за каждый период времени; - итоговый анализ - проводится по данным отчетности, предприятие анализируется комплексно. 2. По пространственному признаку: - внутрихозяйственный - анализирует деятельность предприятия и его структурных подразделений; - межхозяйственный - осуществляется по ряду предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт, выявить имеющиеся резервы. 3. По объектам управления: ■ технико-экономический анализ - им занимаются технические службы предприятия, изучают влияние технических параметров на экономические показатели деятельности предприятия ■ финансово-экономический - основной акцент делается на финансовое состоя предприятия; ■ социально-экономический - изучает влияние социальных показателей на экономические параметры; ■ экологический - исследует взаимодействие экологических и экономических показателей; ■ аудиторский - изучает диагностику финансового оздоровления предприятия проводится внешними аудиторами. 4.По методике изучения объекта: - сравнительный - ограничивается сравнениями различных показателей; - факторный - направлен на выявление влияния факторов на результаты; - диагностический - это способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов, характерных для данного нарушения; - стохастический анализ - используется для исследования стохастических зависимостей между явлениями и процессами хозяйственной деятельности; - маржинальный - это метод оценки и обоснований управленческих решений - функционально-стоимостный (стоимостный) - это метод выявления резервов базе анализа функций изделия. 5. По субъектам пользователей: ■ внутренний анализ - осуществляется непосредственно на предприятии для ну» оперативного управления хозяйственной деятельностью; ■ внешний анализ - проводится на основе финансовой и статистической отчетности внешними органами. 6. По содержанию программы: ■ полный (комплексный) анализ - охватывает все стороны деятельности предприятия; ■ тематический анализ - охватывает какую-либо одну сторону, как правило, при отрицательных отклонения. Организация проведения экономического анализа Организация и информационная база проведения экономического анализа на предприятии условно делится на следующие этапы: 1. Определение целей и вытекающих задач. Составляется календарный план проведения анализа, определяется круг участников и сроки исполнена разрабатываются макеты аналитических таблиц по их заполнению. 2. Сбор необходимой информации. В соответствии с имеющимися таблицам выявляются все необходимые формы отчетности, определяется круг лиц, ответственных за сбор информации и определяется ее достоверность. 3. Аналитическая обработка информации. Обеспечение сопоставимости показателей, выявление причин отрицательных отклонений, количественные измерения влияния факторов на изучаемые показатели. 4. Подсчет выявленных резервов, разработка экономически обоснованны: предложений по реализации данных резервов, расчет экономической эффективности этих мероприятий и определение их влияния на экономические показатели работы предприятия в целом. Информационная база для проведения экономического анализа состоит из плановых, учетных и внеучетных данных. К плановым относят все типы планов, разрабатываемых на предприятии: - перспективные; - текущие; - все нормативные материалы; - сметы и проектные задания. Учетные данные - это все данные, которые содержатся в бухгалтерской и статистической отчетности, и все первичные документы. Внеучетные источники - это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, такие как хозяйственно-правовые документы, решения общих собраний, техническая и технологическая документация и материалы специальных исследований состояния предприятия. К организации информационного обеспечения предъявляют ряд требований: ■ экономическая информация должна объективно отражать исследуемые объекты; ■ единство информации, поступающей из разных источников; ■ оперативность поступления информации; ■ рациональность системы информации, т.е. осуществление минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Вся собранная информация должна быть проверена: - с точки зрения ее доброкачественности (наличие всех подписей, арифметическая проверка, правильность заполнения и т.п.); - осмысление расчетных показателей; - информация должна иметь сопоставимый вид. Методы и приемы экономического анализа Метод экономического анализа предполагает системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы экономической информации. Среди зависимостей между экономическими процессами чаще всего используются детерминированные модели, характеризующие зависимость между показателями. В этих моделях связь между переменными жестко фиксирована. В практике экономических расчетов используют три основных вида детерминированных моделей: · аддитивная модель (содержит только операцию сложения) (результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей); · мультипликативная модель (умножение) (результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов); · кратная модель у = x1 / х2, (результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого); · смешанная модель y=(a+b)/c; y=(a+b)∙ c и т. д.
Контрольные (тестовые) вопросы Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет. 1. Экономический анализ как наука - система специальных знаний, связанных с определенными направлениями деятельности. 2. Экономический анализ начинается с выявления отдельного хозяйствующего факта. 3. Факторный анализ выявляет всевозможные причины, влияющие на хозяйственные процессы. 4. Экономический анализ - это комплексное изучение деятельности предприятия и его структурных звеньев с целью оценки ее результатов. 5. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятия и его структурных подразделений. 6. Объект экономического анализа - предприятие любой организационно-правовой формы. 7. Мобилизация хозяйственных ресурсов проявляется в форме дополнительного выпуска продукции, улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости. 8. Резервы группируют по следующим признакам: - пространственный; - временной; - по способам выявления; - по характеру воздействия. 9. Виды экономического анализа: - по признаку времени; - по пространственному признаку; - по объектам управления; - по методике изучения объекта; - по субъектам пользователей; - по содержанию программы. 10. Этапы проведения экономического анализа: - определение целей и вытекающих задач; - сбор необходимой информации; - аналитическая обработка информации; - подсчет выявленных резервов. 11. Информационная база для проведения экономического анализа состоит из плановых, учетных и внеучетных данных. 12. Вся собранная информация должна быть проверена с точки зрения ее доброкачественности, осмысления расчетных показателей, и она должна иметь сопоставимый вид. 13. Аддитивная модель: 14. Мультипликативная модель: У = х1/х2 15. Кратная модель: 16. Смешанная модель y = (a+b)/c 17. Смешанная модель: y = (a+b) c
|