Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, виды, направления и основные методы экономического анализа.






Предмет экономического анализа

 

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных со следующими направлениями деятельности:

- исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов;

- научным обоснованием бизнес-планов с объективной оценкой их выполнения;

- выявлением положительных и отрицательных факторов и комплексной их оценкой;

- раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития объекта и определением внутрихозяйственных резервов;

- определением имеющегося опыта и принятием оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ начинается с выявления отдельного хозяйствующего факта, явления или ситуации, которые в совокупности представляют хозяйственный процесс любого звена управляемой подсистемы. В ходе анализа все процессы изучаются во взаимозависимости и взаимообусловленности. Исходя из этого, факторный анализ - это один из основных моментов анализа в целом. Факторный анализ выявляет всевозможные причины, влияющие на хозяйственные процессы, как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия, и позволяет дать им количественную оценку.

Экономический анализ - это комплексное изучение деятельности предприятия и его структурных звеньев с целью оценки ее результатов, получаемых под воздействием объективных и субъективных факторов. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятия и его структурных подразделений, социально-экономическая эффективность и конечные результаты деятельности, отраженные в экономических источниках информации (плановых, отчетных и учетных).

Объектом экономического анализа является предприятие любой организационно-правовой формы и его структурные звенья.

Содержание экономического анализа направлено на выявление и использование нереализованных возможностей на предприятии с целью получения наилучших результатов его функционирования (выявления хозяйственных резервов). Это (выявление) предоставляет возможность наилучшего использования материально-технических и других ресурсов в результате совершенствования техники, технологии и организации труда, производства и управления.

Мобилизация хозяйственных ресурсов проявляется в форме дополнительного выпуска продукции, улучшении качества продукции, снижения ее себестоимости.

Для более полного выявления и использования хозяйственных резервов их группируют по следующим признакам:

1. Пространственный:

- внутрихозяйственные резервы;

- отраслевые резервы,

- региональные резервы;

- общегосударственные резервы.

К внутрихозяйственным резервам относят те резервы, которые могут быть выявлены лишь на исследуемом предприятии и связаны с ликвидацией потерь и непроизводительных затрат ресурсов.

Отраслевые резервы - это те, которые выявляются на уровне отрасли по совокупности однородных предприятий.

Региональные резервы выявляются и используются в пределах одного региона.

Общегосударственные резервы - это ликвидация всевозможных диспропор­ций в развитии того или иного производства.

2. Временной признак:

- неиспользованные резервы;

- текущие резервы;

- перспективные резервы.

Неиспользованные резервы - это упущение возможности относительно плана или определенного опыта за прошедший период времени.

Текущие резервы - это возможности улучшения хозяйственной деятельности на ближайшую перспективу.

Перспективные резервы рассчитаны на длительный период и предполагают значительные капитальные вложения.

3.По способам выявления:

- явные резервы - это отрицательные отклонения и потери, отраженные в отчетности;

- скрытые резервы - это резервы, выявленные путем длительных расчетов и сопоставления с другими объектами.

4. По характеру воздействия:

- экстенсивные резервы - это все резервы, требующие использования дополнительных ресурсов;

- интенсивные резервы нацелены на более полное и рациональное использование производственного потенциала.

Задачи экономического анализа могут быть сгруппированы следующим образом:

· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и используемых нормативов. Решение этой задачи достигается путем проведения обязательного ретроспективного анализа по всем направлениям деятельности предприятия. Выводы этого анализа совмещаются с текущими наблюдениями и используются в будущих плановых расчетах;

· определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и иных ресурсов, отдельно по каждому виду ресурсов и в совокупности.

Аналитическая работа должна отвечать определенным требованиям:

- анализ должен базироваться на общем подходе, т.е., оценивая определенные проявления хозяйственной жизни, необходимо учитывать их соответствие экономическо-социальной политике и действующему законодательству;

- анализ должен быть комплексным, т.е. должны быть охвачены все звенья и стороны деятельности предприятия;

- анализ должен быть плановым и проводиться систематически;

- анализ должен быть объективным и действенным, т.е. базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы должны базироваться на конкретных расчетах;

- анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны приносить определенный эффект.

Виды экономического анализа

1. По признаку времени:

■ предварительный анализ - проводится до осуществления хозяйственных операций; он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий;

■ ретроспективный анализ - проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана и выявлением неиспользованных резервов. Делится на:

- оперативный анализ - осуществляется сразу после совершения хозяйственной операции и отслеживает изменение ситуации за каждый период времени;

- итоговый анализ - проводится по данным отчетности, предприятие анализируется комплексно.

2. По пространственному признаку:

- внутрихозяйственный - анализирует деятельность предприятия и его структурных подразделений;

- межхозяйственный - осуществляется по ряду предприятий, что позволяет выявить определенный передовой опыт, выявить имеющиеся резервы.

3. По объектам управления:

■ технико-экономический анализ - им занимаются технические службы предприятия, изучают влияние технических параметров на экономические показатели деятельности предприятия

финансово-экономический - основной акцент делается на финансовое состоя предприятия;

■ социально-экономический - изучает влияние социальных показателей на экономические параметры;

■ экологический - исследует взаимодействие экологических и экономических показателей;

■ аудиторский - изучает диагностику финансового оздоровления предприятия проводится внешними аудиторами.

4.По методике изучения объекта:

- сравнительный - ограничивается сравнениями различных показателей;

- факторный - направлен на выявление влияния факторов на результаты;

- диагностический - это способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов, характерных для данного нарушения;

- стохастический анализ - используется для исследования стохастических зависимостей между явлениями и процессами хозяйственной деятельности;

- маржинальный - это метод оценки и обоснований управленческих решений
основе причинно-следственной взаимосвязи между объемом продаж, себестоимостью и прибылью;

- функционально-стоимостный (стоимостный) - это метод выявления резервов базе анализа функций изделия.

5. По субъектам пользователей:

■ внутренний анализ - осуществляется непосредственно на предприятии для ну» оперативного управления хозяйственной деятельностью;

■ внешний анализ - проводится на основе финансовой и статистической отчетности внешними органами.

6. По содержанию программы:

■ полный (комплексный) анализ - охватывает все стороны деятельности предприятия;

■ тематический анализ - охватывает какую-либо одну сторону, как правило, при отрицательных отклонения.

Организация проведения экономического анализа

Организация и информационная база проведения экономического анализа на предприятии условно делится на следующие этапы:

1. Определение целей и вытекающих задач. Составляется календарный план проведения анализа, определяется круг участников и сроки исполнена разрабатываются макеты аналитических таблиц по их заполнению.

2. Сбор необходимой информации. В соответствии с имеющимися таблицам выявляются все необходимые формы отчетности, определяется круг лиц, ответственных за сбор информации и определяется ее достоверность.

3. Аналитическая обработка информации. Обеспечение сопоставимости показателей, выявление причин отрицательных отклонений, количественные измерения влияния факторов на изучаемые показатели.

4. Подсчет выявленных резервов, разработка экономически обоснованны: предложений по реализации данных резервов, расчет экономической эффективности этих мероприятий и определение их влияния на экономические показатели работы предприятия в целом.

Информационная база для проведения экономического анализа состоит из плановых, учетных и внеучетных данных.

К плановым относят все типы планов, разрабатываемых на предприятии:

- перспективные;

- текущие;

- все нормативные материалы;

- сметы и проектные задания.

Учетные данные - это все данные, которые содержатся в бухгалтерской и статистической отчетности, и все первичные документы.

Внеучетные источники - это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, такие как хозяйственно-правовые документы, решения общих собраний, техническая и технологическая документация и материалы специальных исследований состояния предприятия.

К организации информационного обеспечения предъявляют ряд требований:

■ экономическая информация должна объективно отражать исследуемые объекты;

■ единство информации, поступающей из разных источников;

■ оперативность поступления информации;

■ рациональность системы информации, т.е. осуществление минимума затрат на сбор, хранение и использование данных.

Вся собранная информация должна быть проверена:

- с точки зрения ее доброкачественности (наличие всех подписей, арифметическая проверка, правильность заполнения и т.п.);

- осмысление расчетных показателей;

- информация должна иметь сопоставимый вид.

Методы и приемы экономического анализа

Метод экономического анализа предполагает системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы экономической информации.

Среди зависимостей между экономическими процессами чаще всего используются детерминированные модели, характеризующие зависимость между показателями. В этих моделях связь между переменными жестко фиксирована.

В практике экономических расчетов используют три основных вида детерминированных моделей:

· аддитивная модель (содержит только операцию сложения)

(результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей);

· мультипликативная модель (умножение)

(результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов);

· кратная модель

у = x1 / х2,

(результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого);

· смешанная модель

y=(a+b)/c; y=(a+b)∙ c и т. д.

 

Контрольные (тестовые) вопросы

Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет.

1. Экономический анализ как наука - система специальных знаний, связанных с определенными направлениями деятельности.

2. Экономический анализ начинается с выявления отдельного хозяйствующего факта.

3. Факторный анализ выявляет всевозможные причины, влияющие на хозяйственные процессы.

4. Экономический анализ - это комплексное изучение деятельности предприятия и его структурных звеньев с целью оценки ее результатов.

5. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятия и его структурных подразделений.

6. Объект экономического анализа - предприятие любой организационно-правовой формы.

7. Мобилизация хозяйственных ресурсов проявляется в форме дополнительного выпуска продукции, улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости.

8. Резервы группируют по следующим признакам:

- пространственный;

- временной;

- по способам выявления;

- по характеру воздействия.

9. Виды экономического анализа:

- по признаку времени;

- по пространственному признаку;

- по объектам управления;

- по методике изучения объекта;

- по субъектам пользователей;

- по содержанию программы.

10. Этапы проведения экономического анализа:

- определение целей и вытекающих задач;

- сбор необходимой информации;

- аналитическая обработка информации;

- подсчет выявленных резервов.

11. Информационная база для проведения экономического анализа состоит из плановых, учетных и внеучетных данных.

12. Вся собранная информация должна быть проверена с точки зрения ее доброкачественности, осмысления расчетных показателей, и она должна иметь сопоставимый вид.

13. Аддитивная модель:

14. Мультипликативная модель:

У = х12

15. Кратная модель:

16. Смешанная модель

y = (a+b)/c

17. Смешанная модель:

y = (a+b) c


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал