Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и управление объемом производства и продаж.
Анализ состава и выполнения плана по выпуску и реализации продукции Основные источники информации для проведения анализа промышленной продукции следующие: - баланс предприятия, в котором готовая продукция отражается по фактически произведенной себестоимости; - годовой план выпуска, а также квартальный, подекадный и помесячный план; - первичные документы (приемосдаточные накладные, акты, счет-фактуры и платежные ведомости; - форма 1-С (годовая). Анализ начинается с проверки правильности включения отдельных элементов в состав готовой продукции. Готовая продукция - это прямой полезный результат деятельности предприятия и его подразделений. В состав готовой продукции не включают: - отходы; - брак, даже если его можно реализовать; - ремонт собственного оборудования, если только он не произведен на средства амортизационного фонда. Продукция может быть проанализирована с точки зрения ее готовности в производственном цикле. Начальная стадия - незавершенное производство (вся продукция, находящаяся в обработке в пределах данного структурного подразделения и не имеющая законченного товарного вида). Вторая степень готовности - полуфабрикат - это продукт, прошедший определенную обработку, но подлежащий дальнейшей переработке. Третья стадия готовности - это готовая продукция, т.е. полностью закончившая свою обработку продукция в пределах данного предприятия. Готовая продукция должна иметь документы о сдаче' на склад, передаче заказчику, или отгрузке. Учет продукции на предприятии ведется в следующих единицах: - натуральные (м2, погонный метр); - условно-натуральные единицы. Они позволяют получить общий итог выпуска разнородной продукции с учетом ее конкретных потребительских свойств; - стоимостная характеристика и оценка. При стоимостной оценке выделяют следующие показатели выпуска продукции: v валовый оборот BO=A + B + (Ni-N0), где А - стоимость готовой продукции; В - стоимость услуг; (Ni – N0) - незавершенное производство. v валовая продукция ВП = А + Вс + (Ni – N0) + Пс, где А - готовые изделия; Вс - услуги по заказам со стороны; (Ni – N0) - изменение остатков незавершенного производства; Пс - полуфабрикаты, реализуемые на сторону. v товарная продукция - это полностью подготовленная к реализации продукция в отчетном периоде ТП = ВП - (Ni – N0), гдеТП - товарная продукция; ВП-валовая продукция; (Ni- N0)-изменение остатков незавершенного производства. v реализованная продукция - это сданная на склад и отгруженная в этом же периоде продукция РП = ТП - (Oi – О0), гдеРП - реализованная продукция; ТП - товарная продукция; (O i – О0) - разность остатков готовой продукции на складе. Между стоимостными показателями существует определенная взаимосвязь: РП = K1• К2 • К3 • К4 • ВО, гдеРП - реализованная продукция; K1 - коэффициент реализации, показывающий, сколько реализованной продукции приходится на один рубль отгруженной продукции в данном периоде; К2 - коэффициент отгрузки, показывающий, сколько рублей отгруженной продукции приходится на один рубль произведенной; К3 - коэффициент товарности, показывающий, сколько рублей товарной продукции приходится на один рубль произведенной; K4 - коэффициент соотношения валового оборота и валовой продукции; ВО - валовый оборот. Детальный анализ влияния каждого из элементов можно провести, используя метод цепных подстановок. Все стоимостные показатели при анализе оцениваются в динамике. С этой целью рассчитываются все динамические характеристики: - абсолютный прирост (цепной и базисный); - темп роста (цепной и базисный), выражается в процентах; - темп прироста (цепной и базисный, темп роста-100 %); - среднегодовой темп роста. Более детально проводится анализ отгрузки и реализации продукции (помесячно, поквартально, за полгода и год). При этом фактические данные сравниваются с плановыми, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное отклонения, темпы роста и прироста. Факторный анализ объема реализации проводят по следующей схеме (рис. 5): Рис. 5. Факторный анализ объема реализации продукции
Анализ проводят с помощью балансового уравнения, которое может быть двух видов: ♦ если выручка определяется по отгрузке, то балансовое уравнение имеет вид: РП = ГПн + ТП - ГПк, где РП - реализованная продукция; ТП - товарная продукция; ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода соответственно. ♦ если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то балансовое уравнение имеет вид: РП = ГП н + ТП + ОТн – ОТк - ГП к, где РП - реализованная продукция; ТП - товарная продукция; ГП н, ГП к - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода соответственно; ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции, не оплаченной покупателем, на начало и конец периода соответственно. Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре (обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ) Сам анализ ассортимента может проводиться только для сравнимой продукции, под которой понимают ту продукцию, выпуск которой осуществлялся в предыдущем периоде, и условия ее производства были обычными, т.е. изделия не являлись опытными образцами. Для анализа степени выполнения плана по ассортименту можно использовать следующие показатели: - определение минимального процента по тем позициям ассортимента, план по которым не выполнен (например, изделие А - 84 %; В - 78 %; С - 108 %; D - 100 %, следовательно - минимальный процент у изделия В - 78 %); - метод определения доли или удельного веса позиций в ассортименте, план по которым не выполнен, в общем их количестве (например, поз.4 - 100 %; поз.2 - 50%, следовательно - по позиции 2 план не выполнен на 50 %); - расчетный коэффициент ассортиментности, рассчитывается методом зачета. В числителе зачтенная сумма выпуска продукции в пределах плана, а в знаменателе - плановый выпуск продукции.
Касс = (75 + 43 + 70 + 80): 300 • 100 % = 89, 3% Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению структуры соотношения отдельных позиций в общем их выпуске. Изменение структуры оказывает влияние на следующие экономические показатели: - на объем выпуска в стоимостной оценке; - на материалоемкость товарной продукции; - на себестоимость; - на прибыль. Для оценки влияния изменения структуры на объём выпускаемой продукции нужно провести следующие расчеты, для которых необходима некоторая информация: ♦ с учетом оптовой цены и объема выпуска продукции в натуральном выражении рассчитывают фактическую товарную продукцию в ценах плана и определяют произошедшие изменения по видам продукции. Исходные данные для расчета влияния структуры на объем выпуска:
Коэффициент выполнения плана = 164400: 160230 = 1, 026 (102, 6 %) Факт при плановой структуре = К выполнения плана • план. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102, 6 % по всем видам продукции, и не нарушилась бы запланированная структура, то общий объем производства товарной продукции составил бы 98500. При фактической структуре он увеличился бы на 2300 млн. руб., т.е. доля более дорогой продукции в общем объеме увеличилась. ♦ путем расчета средневзвешенных цен. Для этого определяется разница между средневзвешенной ценой при фактической структуре и средневзвешенной ценой при плановой структуре, затем эта разница умножается на фактический объем выпуска в натуральном выражении. Чтобы использовать этот метод, необходимо знать выпуск по видам изделий:
план: 160230 (у. е.) - 100 %-объем выпуска А-Х% факт: 164400 (у. е.) - 100 % объем выпуска А - X % При фактической структуре: (500 • 30, 66 + 600 • 33, 72 + 700 • 19, 27 + 750 • 16, 35): 100 =... - это средневзвешенная цена при фактической структуре. При плановой структуре средневзвешенная цена равна: (500 • 35, 95 + 600 •34, 95 +700 • 17, 12 + 750 «11, 98): 100 =... Разность средневзвешенных цен будет равна + 14 тыс. руб. 14000 • 164400 = +2300 млн. руб. Анализ качества выпускаемой продукции, обновления продукции и анализ ритмичности Качество продукции характеризуют параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, унификации, надежность и долговечность. Для характеристики качества выпускаемой продукции используют несколько групп показателей: v индивидуальные показатели - это те, которые характеризуют определённые свойства продукции: - полезность; - надежность через показатели долговечности - это срок службы до первого капитального ремонта. Надежность - время работы до первого отказа; - технологичность - это показатели, характеризующие эффективность конструкторских и технологических решений (энергоемкость, трудоемкость и т.д.). v обобщающие показатели - эти показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее назначения и вида. В эту группу включают такие показатели как: v удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; v удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; v удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны; v доля продукции первого сорта в общем объеме выпуска; v коэффициент сортности, который рассчитывают следующим образом. Стоимость фактического выпуска при фактическом соотношении сортов нужно разделить на стоимость фактического выпуска при плановом соотношении. Разница между числителем и знаменателем позволит выявить сумму незапланированных потерь, получаемых при изменении сортности выпускаемой продукции. v косвенные показатели качества продукции: - штрафы за некачественную продукцию; - удельный вес бракованной продукции в общем массиве выпуска; - затраты на выпуск бракованной продукции. Эти затраты складываются из издержек производства, связанных с выпуском бракованных изделий, минус ликвидационная стоимость и плюс затраты по дополнительным работам, связанным с исправлением брака; - коэффициент распространенности брака - это отношение суммарных затрат на брак к себестоимости товарной продукции. Сам анализ заключается в изучении динамики всех перечисленных показателей в анализе выполнения планов по их уровню, оценке причин этих изменений. Далее оценивается влияние изменения качественных характеристик на стоимостные показатели работы предприятия: 1) определяют изменение выпуска товарной продукции ∆ Q = (р1 > р0) • q к, где p1 и р0 - цены до и после изменения качества продукции; q к - объем продукции повышенного качества. 2) изменение выручки от реализаций ∆ В = (Z1 > Z0) • V р, где Vр - объем реализации продукции повышенного качества; Z 1и Z0 - себестоимость до и после повышения качества. 3) прирост прибыли ∆ П = (p1 – р0) • Vp1 - (Z1 – Z0) • Vp1. Для анализа влияния брака на потери товарной продукции используют следующую информацию: 1) себестоимость забракованной продукции; 2) расходы по исправлению брака; 3) стоимость брака по цене возможного использования; 4) сумма удержаний с виновных лиц; 5) потери от брака (строка 1 + стр. 2 - стр. 3 - стр. 4); 6) потери товарной продукции = стр. 5 • R прод., где R прод. – рентабельность продукции. Анализ ритмичности рассматривается как степень соблюдения предусмотренных планом параметров производственного процесса в любые промежутки времени, для которых эти параметры установлены. Ритмичность реализации продукции обусловливается ритмичностью отгрузки, ритмичностью ее выпуска, и все эти показатели влияют на основные экономические показатели работы предприятия. Сам анализ ритмичности можно проводить, используя следующие рекомендуемые показатели: 1. Нахождение удельного веса фактически выпущенной продукции в каждой декаде в общем объеме месячного выпуска. Если показатель равен 33 %, то работа считается ритмичной, но данный показатель не учитывает плановое распределение выпуска. 2. Коэффициент ритмичности (рассчитывается методом зачетов). К ритм. = ∑ П ф. : ∑ П пл., где Пф - фактический среднесуточный процент выполнения плана, не выше планового уровня; Ппл. - плановый среднесуточный процент выпуска. 3. Числа аритмичности. Для их определения суммируют относительные (в долях единицы) отклонения фактического выпуска от планового, раздельно за дни выполнения и перевыполнения плана и за дни невыполнения плана. Сумма положительных и отрицательных чисел по модулю дает общее число аритмичности выпуска продукции. При абсолютно ритмичной работе отклонение равно 0. 4. Показатель непропорциональности выпуска продукции. К непр. = σ /П ср. арифм. ∙ 100%, где σ - среднеквадратическое отклонение процента выполнения плана по каждому виду работ от среднего процента выполнения плана по участку или по цеху, где d - линейное отклонение процента выполнения плана по определенному виду работ от среднего процента выполнения плана. d = Пi - П ср. арифм.
1. П ср. арифм. =(101, 1 + 112, 5+ 76, 9 +81, 3): 4 = 92, 9 2. d 1 = 101, 1 - 92, 9 = 8, 2 d2 = 112, 5 – 92, 9 = 19, 6 d3 = 76, 9 – 92, 9 = - 16 d4 = 81, 3 – 92, 9 = - 11, 6 d 12 = 67, 24 d22 = 384, 16 d32 = … d42 = … ∑ d2= 841, 96 3. σ = 4. К непр. = 14, 51: 92, 9 • 100 %= 15, 92 %. Этот коэффициент показывает, в какой мере варьирует степень выполнения плана по отдельным видам работ. Чем выше этот коэффициент, тем больше несогласованность работы и максимального получения «узких мест». 5. Коэффициент ступенчатости К ступенч. = m / n где m - число дней, когда процент выполнения плана по объему производства был меньше, чем в предыдущий день; n - общее число рабочих дней отчетного периода. Контрольные (тестовые) вопросы Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет. 1. Готовая продукция - это прямой полезный результат деятельности предприятия и его подразделений. 2. Полуфабрикат - это прошедший определенную обработку продукт, подлежащий дальнейшей переработке. 3. Учет продукции на предприятии ведется в натуральных, условно-натуральных единицах, в стоимостной оценке. 4. BO=A + B + (N1 - N0). 5. BП=A + B0 + (N1 - N0) + Пc. 6. ТП = ВП - (N1 - N0). 7. РП = ТП - (O1 – О0). 8. Анализ ассортимента может проводиться только для сравнимой продукции. 9. Для анализа степени выполнения плана по ассортименту используют расчетный коэффициент ассортиментности. 10.Изменение структуры оказывает влияние на объем выпуска в стоимостной оценке. 11.Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические и другие свойства. 12.Индивидуальные показатели характеризуют определенные свойства продукции. 13.Для анализа влияния брака на потери товарной продукции используют, в частности, себестоимость забракованной продукции; расходы по исправлению брака; стоимость брака по цене возможного использования и др. 14.Критм. = ∑ П ф. : ∑ П пл.. 15. 16.К ступенч. = m / n 17.Коэффициент непропорциональности выпуска продукции показывает, в какой мере варьирует степень выполнения плана по отдельным видам работ.
|