Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание личности в коллективе
В современных концепциях развития отечественного образования все отчетливее оформляется понимание значения образования как механизма, поддерживающего проявление индивидуальности личности в социальной системе. Ребенок в коллективной деятельности и общении выражает себя в двух ипостасях: как личность (социальный человек, осознающий свою позицию в обществе) и как индивидуальность (как уникальная и самобытная личность). Воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. На первом этапе развития коллектива решение этой задачи невозможно, так как коллектив еще не оформился во всех своих воспитательных механизмах и функциях, на втором этапе возможность проявить свою индивидуальность на пользу коллектива получают, главным образом, члены актива, отдельные яркие индивидуальности. И только на третьем этапе зрелый коллектив обладает необычайной человеческой привлекательностью для каждого его члена: в нем " легко дышится", в нем увлекательно действовать и интересно общаться., В нем царит свобода морального выбора и личной ответственности, вера в свои силы и уважение к товарищам и воспитателям. В педагогическом сознании до сих пор живучи убеждения, что коллектив - форма достижения тоталитарных целей коммунистического воспитания, что коллектив нивелирует личность, манипулирует ее сознанием, подавляет особенно яркие индивидуальности, добиваясь их " усреднения". Большим педагогическим заблуждением является и стремление противопоставлять " коллективизм" и " индивидуализм", считать, что быть коллективистом - хорошо, а быть индивидуалистом - плохо (или наоборот). В. М. Бехтереву (1857-1927), великому русскому психофизиологу и автору работы " Коллективная рефлексология", принадлежит утверждение, что индивиду чаще, чем группе, мы обязаны инициативой и изобретениями, но нельзя при этом не замечать, что индивидуальный гений - продукт общества, олицетворяющий собой синтез коллективной работы. Индивидуальность личности без коллектива состояться не может! Для воспитания личности в коллективе воспитателю необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников: 1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении; 2) освоении взрослых форм общения и деятельности; 3) открытии себя как личности и индивидуальности. 1. Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоречия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного развития. Например, важным способом организации коллективной деятельности является поручение, которое дает и контролирует воспитатель или актив. Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения. Развитие коллектива должно сохранять и оберегать внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы. Коллектив помогает каждому воспитаннику найти свой собственный путь в жизни, самоопределиться. Человек способен вступать в контакт с обществом, то есть проявлять себя как личность, не только адаптируясь к его требованиям, но и сопротивляясь им, преобразуя обстоятельства и себя. В процессе гармонизации отношений личности и коллектива происходит развитие индивидуальности. Эта возможность возникает, когда в формальной структуре коллектива воспитателем выстроена такая система отношений, которая создает условия для самоопределения и самосовершенствования членов коллектива. Тогда воспитанник осознает себя субъектом коллективной деятельности: он живет с убеждением, что здесь всем необходим, и осознает ценность коллективной деятельности для самого себя. Одним из ведущих мотивов поведения и деятельности школьников является их стремление найти свое место среди товарищей по классу, утвердиться в их признании. Нетрудно себе представить, какой комплекс чувств переживает ребенок, если это его стремление не находит удовлетворения, если одноклассники к нему равнодушны или относятся с пренебрежением, а иногда и с неприязнью. Специальные исследования педагогов и психологов (Н. А. Березовин, А. А. Бодалев, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, Т. Е. Конникова, В. Г. Хроменок, X. Й. Лийметс) доказывают, что положение школьника в системе межличностных отношений в коллективе нередко прямо зависит от его взаимоотношений с учителем и от участия в системе формальных отношений, организованных педагогами. Особенно эта тенденция сильна в начальной школе: достаточно младшему школьнику получить от учителя ответственное поручение, как сразу повышается индекс его положения в межличностных отношениях. Поэтому так важно, особенно на первом и втором этапах развития коллектива, помогать детям с неблагополучным социальным статусом выходить из положения " непринятых" и " отверженных". Для этого воспитателю необходимо; - открывать и " демонстрировать" неизвестные одноклассникам положительные качества таких детей; - внушать им оптимизм, веру в себя, поддерживать эмоционально; - включать в общее дело с воспитанниками, имеющими более высокий социометрический статус. Не меньшей заботы воспитателя требуют и неформальные лидеры коллектива, его " звезды". Это, как правило, яркие, активные экстраверты, которые по своим психологическим особенностям более коммуникативны и деятельны, но не обязательно нравственно цельные люди. Поэтому воспитателю не всегда стоит спешить превращать " звезд" своего коллектива в формальных лидеров - командира отряда, председателя совета и др. Стоит создать в коллективной жизни некоторые ситуации, чтобы " проявить" лидера: открыть остальным воспитанникам качества его характера, реальные мотивы его поступков. Нередко в таких конкретных делах " звезды" развенчиваются, обнаруживают стремление командовать, подавлять, утверждаться за счет других. Но " звезда", авторитет которой коллективное дело только укрепит, которая проявит качества ответственного организатора, должна стать лидером и в формальной системе коллективных отношений. Иными словами, в процессе воспитания коллектива педагогическое руководство обращено к системе формальных отношений, поскольку только они могут привести к преобразованию позиции ребенка в неформальных межличностных отношениях. 2. Освоение взрослых форм общения и деятельности В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания одними из самых ценных являются отношения дружбы. В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков совпадало с обрядом инициации и свидетельствовало о первых признаках взрослости, о приобретении " братьев по ножу". Современная социальная психология связывает дружбу с формированием идентичности, то есть целостного и устойчивого " Я". Только благодаря осознанию собственной идентичности у детей и подростков возможны теплые дружеские связи, интерес друг к другу, желание сотрудничать, проявлять заботу. Наличие друзей - едва ли не главное условие удовлетворения жизнью в школьные голы. По своей природе отношения дружбы - это личные взаимоотношения, очень избирательные, возникающие стихийно, чаше всего независимо от влияния воспитателя. Совершенно безнадежно призывать ребенка: " Дружи с Сережей, а не с Димой! " Не секрет, что взрослым часто не нравятся ребячьи дружеские компании (" пары" и " тройки"). Многие воспитатели даже считают, что они своим обособлением мешают сплочению коллектива. А между тем в такой дружеской микрогруппе у большинства воспитанников впервые возникает чувство защищенности, переживание своей необходимости кому-то, осознание своей значимости для других. В такой эмоционально комфортной для себя группе друзей (в социальной психологии она именуется " референтная группа") ребенок осознает свою индивидуальность, соотносит свой социальный опыт с опытом друзей. Вот почему на первом этапе создания детского коллектива следует специально опираться на дружеские группы, выявлять их нравственную направленность, организаторские качества и вокруг них " культивировать" первичные коллективы. Становление в экономике нашей страны рыночных механизмов вызывает у многих людей серьезное осмысление себя в роли активного субъекта экономической деятельности. В сознании людей идет переориентация, порой болезненная, баланса между " МЫ" и " Я", возникает стремление более активно отстаивать свои личные интересы, но при этом не потерять общественных взаимосвязей с другими людьми. Заново приходится осваивать смысл таких социально-экономических феноменов, как " частная собственность", " прибыль", " конкуренция". Современные экономические условия и особенности производственных технологий объективно вызывают к жизни потребность в воспитании у детей и подростков опыта работы единой Командой, в воспитании культуры партнерских отношений. Партнер (от англ. partnership - участие, товарищество) - участник деловых отношений. Культура партнерства предполагает воспитание таких качеств, как готовность к сотрудничеству, корпоративность, высокая работоспособность, ответственность, толерантность, умение договариваться, доверие к партнеру. Совершенно очевидно, что задолго до взрослой профессиональной деятельности эти качества могут быть востребованы именно в общественно значимой коллективной деятельности. Важное значение для воспитания культуры партнерских отношений могут иметь и коллективные деловые игры, игровые тренинги. В самой природе игры заложен замечательный механизм - самоорганизация. Получив роль в игре, ребенок естественно воспроизводит необходимые условия, согласовывает их с товарищами, прогнозирует результаты, соревнуется и приходит к кому-либо на помощь. 3. Открытие себя как личности и индивидуальности Представление о себе как личности возникает у детей и подростков не в отвлеченных размышлениях, а в реальных ситуациях коллективной жизни. Человек осознает жизненные обстоятельства и свои переживания, результаты деятельности, в которой участвовал, ее достижения и потери. Еще Гегель утверждал, что человек способен себя осознать в той мере, в какой он является действующим липом. Но " открытие себя" невозможно без познания других людей, в первую очередь своих товарищей в коллективе. Давно замечено, что люди кажутся поразительно похожими друг на друга, если мы их недостаточно знаем. Только когда взрослеющей личности откроется многообразие мира людей, возникнет потребность сравнивать себя с другими, определять для себя образцы поведения, объекты для подражания, появится умение контролировать свои эмоциональные реакции в общении, преодолевать соперничество и зависть. В коллективной деятельности ребенок проявляет свои индивидуальные возможности интеллекта, воли, особенности характера, творческие способности. Его собственные усилия всегда индивидуальны, но совершаются они ради признания коллективом. Воспитателю необходимо создавать специальные педагогические условия, которые способствовали бы обогащению жизни коллектива индивидуальными проявлениями его членов: - серьезное изучение личности каждого воспитанника, обращение особого внимания на его достоинства, достижения, на мотивы его поведения и деятельности, на уникальные, неповторимые черты его личностных проявлений; - установление отношений с воспитанниками по модели субъект-субъектного взаимодействия (особой атмосферы доверия, доброжелательности, сотрудничества); - обогащение содержания и форм коллективной деятельности, организацию ярких событий коллективной жизни, где расширялись бы возможности для проявления в коллективе " богатства индивидуальностей", для свободы выбора каждой личностью своего индивидуального способа участия в общей коллективной жизни; - заботу о преодолении " конфликтов индивидуальностей", переориентацию их энергии в конкурсные формы творческой деятельности, в инновационные проекты и коллективные дискуссии; - помощь в организации усилий воспитанников по самореализации, самосовершенствованию, стремлений что-то исправить в своей жизни, в отношениях с товарищами, в преодолении дурных привычек; - поддержку у членов коллектива чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания своей самобытности, принятия себя и укрепление решимости оставаться самим собой.
Данная страница нарушает авторские права?
|