Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятийный аппарат оценки стоимости бизнеса






Оценка бизнеса – акт/процесс подготовки заключения или определение стоимости пр-я, или доли акционеров в его капитале.

Субъектами оценки бизнеса являются: оценщик бизнеса (специалисты, которые правомочны производить оценку пр-я) и потребители.

Объект оценки - любой объект собственности в совокупности с имеющимися на него правами.

Предмет оценки в зависимости от конкретной ситуации:

- рыночная стоимость предприятия;

- минимальная цена продажи и максимальной цена покупки п-я в целом или доли в нем;

- будущая стоимость предприятия;

- стоимости бизнес-линии по выпуску продукции, которая будет включать оценку не только имущества, но и обязательства предприятия, как имеющихся, так и будущих, которые могут возникнуть в связи с этой бизнес-линией

- ценности пр-я с учетом льгот и др. преимуществ

- Гудвилл – доброе имя – НМА компании, которые складываются из его деловой репутации, местонахождением, выпускаемой пр-цией. Гудвилл определяется путем сравнения аналогичных пр-ий. Случаи оценки бизнеса:

- Продажа-покупка бизнеса

- Слияние /поглощение компаний

- Ликвидация компании

- Определение налогооблагаемой базы

- Определение страховкой стоимости

- Определение залоговой стоимости.

- Определение ущерба

- Продажа части имущества пр-я, доля которого принадлежит гос-ву.

- Раздел имущества при разводе супругов, являющихся собственниками пр-я.

Стандарты и виды стоимости. Для выбора адекватного вида стоимости нужен источник формирования дохода. Выделяют 2 источника: доход от деятельности пр-я и доход от продажи его активов.

В зависимости от подходов к оценке различают:

- Оцененная стоимость – стоимость, согласно мнению оценщиков.

- Стоимость действующего пр-я – ст-ть функционирующего пр-я после оценки.

- Балансовая ст-ть – разница между общей ст-ю активов за вычетом износа, амортизации и общей суммы обязательств в соответствии с данными баланса.

- Обоснованная рыночная стоимость – цена купли-продажи, при условии договоренности между сторонами.

Стандарты стоимости:

- Ликвидационная – стоимость активов пр-я

- Обоснованная рыночная стоимость – формируется из стоимости активов компании + Гудвилл.

- Инвестиционная стоимость - формируется из стоимости активов компании с учетом стоимости Гудвилла и с учетом корпоративного эффекта, который ожидается в результате инвестиций.

Виды стоимости и их классификация:

1. В зависимости от степени рыночности выделяют обоснованную рыночную стоимость и нерыночную, которая определяется на основе методик и нормативов гос. органов и используется при исчислении налогов, гос. пошлин, страховых платежей, пеней, неустоек… Нерыночная стоимость подразделяется на:

- Нормативно-рассчитываемую на основе каких-либо нормативов.

- Балансовую – стоимость активов

- Первоначальную - определяется в момент постановки на учет.

- Восстановительную – стоимость воссоздания объекта

- Остаточную - стоимость объекта за вычетом амортизации и износа.

2. В зависимости от порядка оценки различают:

- Стоимость воспроизводства, т.е. с учетом затрат на воссоздание

- Стоимость замещения, т.е. сравнение с аналогичным пр-ем

3. В зависимости от изменений в состоянии объекта после завершения операций:

- Стоимость имущественного комплекса действующего

- Стоимость ликвидационная

4. В зависимости от целей оценки:

- Инвестиционную

- Потребительскую (оценка с т.з. потребителя)

- Страховую

- Залоговую

- Утилизационную (стоимость утилизируемых активов)

- Скраповую – стоимость металлолома

- Таможенную.

Подходы и методы в оценке бизнеса. Оценка предприятия зависит, прежде всего, от перспектив развития бизнеса и включает два варианта:

- оценка предприятия как действующего;

- оценку ликвидационной стоимости предприятия, которая реализуется в рамках затратного подхода.

Оценка действующего предприятия предполагает две концепции оценки пр-я:

- Оценку предприятия как имущественного комплекса, т.е. оценка стоимости его активов.

- Оценку предприятия как имущество, стоимость которого определяется приносимыми им доходами.

В рамках этих концепций существуют следующие подходы к оценке предприятий:

1) доходный - предполагает оценку стоимости пр-я с учетом ожидаемых доходов, которые может принести данное пр-е. Плюсы: учитывает будущие ожидания и рыночный прогноз, а так же экономическое устаревание. Минусы: трудоемкий прогноз, который носит вероятностный характер.

2) затратный - основан на оценке активов предприятия за вычетом его обязательств. Плюсы: основан на реально существующих активах, пригоден для крупных и многопрофильных пр-тий, а также для бизнеса в целом. Минусы: не учитываются стоимость НМА и Гудвилла, будущие ожидания, а также эффективность использования активов.

3) рыночный – основан на сравнении данного пр-я или его собственного капитала с аналогичными уже проданными кап. вложениями. Плюсы: полностью рыночный метод, который отражает реальную практику купли-продажи. Минусы: основан на прошлом и не учитывает будущие ожидания; труднодоступные данные, т.к. полностью аналогичных пр-ий не существует.

Получив предварительную стоимость могут потребоваться корректировки в зависимости от:

- Размера оцениваемой доли

- Привилегии акционеров

- Ликвидность доли или бизнеса

- Положений, ограничивающих права собственности

- Фин.положения оцениваемого объекта.

Этапы оценки стоимости бизнеса:

1. Подготовительный

2. Оценочный

3. Заключительный.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал