![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы оценки стоимости бизнеса
Шаги: 1. Выбор стандарта стоимости и методов оценки. 2. Подготовка информации для проведения оценки: - характеристика пр-я (история, перспектива развития, доля акционеров в капитале пр-я, права, привилегии, количестевнные характеристики, факторы, влияющие на котроль, соглашения ограничивающе права, продажу/передачу..) - финансовая информация за предыдущие годы - активы и обязательства пр-я - характеристика отраслей, которые оказывают влияние на данное пр-е - общие макроэкономические факторы (мир.кризис, состояние экономики) - состояние рынка капиталлов - данные о предыдущих сделках и др. И должна быть приведена к единой основе и перессчитана в текущую стоимость. 3. Оценка фин.полож компании. Анализ дефицита или избытка оборотных средства пр-я, активов; фин.положение компании на момент оценки; излишек или дифицит оборотного капитала. Различают 3 подхода к оценке фин.положения пр-я в целях оценки бизнеса: - организация дифференцированного учета всех долговых обязательств по срокам их погашения. Параллельно устанавливается интенсивность будущих ден.поступлений, проверяется их достаточность в отдельные периоды. - Использование специального баланса ликвидности, при составлении которого все статьи бух.баланса перегруппировываются в зависимости от скорости их оборота. Сопоставляя части активов реализуемых к определенному времени с частями пассивов, которые к этому же времени должны быть погашены, устанавливается величина платежного излишка/дефицита на определенный период. - Использование показателей вычисляемых на основе сравнения объема отдельных средств и источников, сложившихся по состоянию на конкретный момент времени (ликвидность, платежеспособность…) 4. Оценка рисков компании. Применяют 2 подхода: - Проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока с целью отразить неопределеннось - Использование более высокой ставки дисконта, которая может быть завышена на вознаграждение за риск. 5. Выполнение расчетов в соответствии с выбранным методом оценки. 6. Корректировка стоимости: - На фин.положение. Если анализ фин.положения пр-я выявляет излишек оборотного капитала, то его сумму плюсуют к стоимоси пр-я, если выявляется дифицит, то его вычетают из стоимости пр-я. - На оцениваемую долю и способность при данной доле: влиять на политику пр-я, вносить изменения в работу пр-я, приобреть/ликвидировать активы, назначать руководителей и подбирать персонал… - На ликвидность оцениваемой доли - На основной управленческий персонал - На диверсифицированность пр-ва - На др.факторы и аспекты Составление отчета об оценке бизнеса.
115. Сущность и содержание доходного подхода к оценке бизнеса.
Это процесс определения текущей стоимости будущих выгод, которые, как ожидается, принесут использование и возможно продажа бизнеса. Принцип ожидания – основной принцип подхода. Позволяет определить след. виды стоимости: - обоснованная рыночная стоимость - инвестиционная стоимость - наиболее вероятную цену продажи - налогооблагаемую стоимость - страховую стоимость Основные факторы, влияющие на стоимость объекта:
Базовые методы: Ø дисконтированных денеж.потоков Ø капитализации Ø избыточности прибыли Базовая формула: PV=FV/(1+i)ⁿ, где PV – текущая стоимость, FV – будущая стоимость, i – ставка дисконта, n – кол-во периодов. Буд.выгоды необходимо умножить на коэф.дисконтирования (капитализации) и тем самым получить рыночную стоимость ± поправки Дисконтирование ден.потоков: позволяет учесть перспективы развития компании, провести оценку рисков, используя большое число корректировок, позволяющих отразить индивидуальность оцениваемого объекта. Условия применения: перспективный денеж.поток должен существенно отличаться от денеж.потока на момент оценки. Существует информация, позволяющая рассчитать будущие денеж.потоки. Прогнозируемые денеж.потоки являются полож.для большинства прогнозных лет. Ожидаемый ден.поток в последний прогнозный период д.б. полож. Величиной и не д.б.меньше, чем ден.поток предыд.лет. Оцениваемый объект д.б. достаточно новым, современным с т.зр. использования на нем оборудования и технологий. «+» метод учитывает буд.ожидания относительно цен, затрат, инвестиций и рисков; учитывает требования и конъюнктуру рынка; позволяет учесть риски и изменения величины потока дох/расх. «-» сложное составление прогнозов и их относительность; метод малоэффективен в условиях неустойчивой экономики; трудоемкость для оценщика. Этапы расчета рыночной стоимости методом дисконтирования ден.потоков: 1. Нормализация баланса и отчета о прибылях и убытках; из формы №2 убираются нетипичные доходы и расходы; из баланса - избыточные активы, кот. не принимают участия в формир. ден.потока от основной операционной деятельности (здания, сооружения, земля, кот. нигде не используются). На этом этапе избыточные неоперац.активы вычитаются из баланса, но на этапе заключительных поправок эти активы отдельно оцениваются и прибавляются к предварительной рыночной стоимости. 2. Определение длительности прогнозного периода. 3. Выбор вида ден.потока (2 модели ден.потока: - для собственного капитала (использ-ся для предприятий, у которых большая задолженность, складывается из: чистой прибыли отдельно для каждого прогнозного года+амортизация-прирост оборотного капитала или + уменьшение обор.капитала + - сальдо по долгосрочной задолж.-капит. вложения); - для инвестиционного капитала или бездолговой ден.поток (чистая прибыль+ амортизация-прирост обор.капитала+уменьшение обор.капитала-капит.вложения). 4. Анализ валовых доходов и составление прогнозов (прогноз объема произ-ва и цен на продукцию; анализ производ.мощностей; капиталовложений; опред.долгосроч.темпов роста в постпрогнозный период; анализ общеэкон.перспектив, развития отрасли; анализ изменения номенклатуры выпускаемой продукции) 5. Анализ расходов и их прогноз (тенденции развития фирмы в прошлые периоды, изучение соотношения постоянных и переменных издержек, инфляция для каждой категории издержек, износ оборудования и вновь вводимые фонды, чрезвычайные статьи расходов, выплата %) 6. Анализ инвестиций, их прогноз (потребность в капиталовложениях, собственных и сторонних, опред.потребности в финансовых ресурсах) 7. Расчет ден.потока для каждого прогнозного года Определение ставки дисконта.
9. Расчет текущей стоимости (за прогнозный период и расчет дисконтированной остаточной стоимости) 10. Заключительные поправки Метод капитализации: используется, если ожидается, что будущие чистые доходы или ден.потоки будут примерно равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Этапы: 1. Анализ финансовой отчетности (произв-ся анализ бухг.отчетности, отчетов о прибылях и убытках за последние 3 года; отчетность должна пройти аудиторскую проверку. 2. Выбор величины прибыли или др.финансовой базы для капитализации (можно использовать в кач-ве базы величину чистого ден.потока, чистого дохода, прибыль). Необходимо определить период, за который будет браться информация для расчета (из последней отчетности; за несколько прошлых периодов; несколько прогнозных лет). Чистая прибыль использ-ся для тех компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Если оцениваемые компании пользуются сущ-им налог.льготами, которые носят врем.хар-р, то в кач-ве базы – прибыль до налогообложения. Для компаний, которые обладают значит.недвиж-тью и имеют сущ-ый вес долгосроч.активов в общей сумме активов, базой явл-ся ден.поток 3. Расчет адекватной ставки капитализации (опред-ся на основе ставки дисконтирования за вычетом ожидаемых среднегодовых темпов роста). Если компания имеет устойчивый рост – то выбирается более низкой ставка капитализации, что приводит к увеличению рыноч.ст-ти компании. 4. Определение предварительной величины Vm = велич.фин.базы/ставка капит-ии 5. Внесение поправок (на наличие нефункционирующих активов; на контрол/ неконтрол. хар-р оц-ой доли). Данный метод использ-ся для оц.недвижимости и реже для оц.бизнеса (лишь для опред. «прикидочной ст-ти»). Для оценки АО использ-ся капит-ия дивидендов, в том случае, если оц-ся неконтр.пакет. Для контрольного пакета лучше – капит-ия чистого дохода.
116. Сущность и содержание затратного подхода к оценке бизнеса.
Глав.принцип – поэлементная оценка. Использ-ся в след.случаях: для исчисления налога на имущ-во; для целей страхования отд.элементов имущ-го комплекса; при судеб.разделе имущ-ва между собственниками; при распродаже имущ-ва на торгах. Основ.методы: - чистых активов, - ликвид. ст-ти, - избыточной прибыли (оценка ГУДВИЛЛА) Основные этапы оценки в рамках затрат.подхода:
Метод чистых активов. Используется - при оценке контрольного пакета акций - когда компания обладает значит-ми матер.активами - когда имеется возм-ть выделить и оценить НМА - когда ожидается, что в будущем компания будет действующим предприятием - когда у компании отсут-ют данные о прибылях; когда невозможно оценить прибыли - когда оцениваемая компания явл-ся вновь возникшим предприятием - когда деят-ть компании зависит от контрактов или отсут-ет постоянная клиентура - когда значит-ую часть составляют финанс.активы. Преимущества: метод достаточно реалистичен, т.к. в основу определения цены положены реально сущ-ие активы; единственный метод, позволяющий оц-ть ст-ть опред-ых типов компаний (холдинги, корпорации, инвестиц.компании) Недостатки: метод не акцентирует внимание и не учитывает ст-ть элементов, занимающих незначительный уд.вес; не учитывает перспектив развития бизнеса. Этапы оценки в рамках метода чистых активов: o анализ послед.баланс.отчета o корректировка полученной информации o переоценка финансовых активов в чистореализ.ст-ть o оценка матер.собств-ти по обоснованной рыноч.ст-ти o оценка НМА o перевод обяз-в в текущую ст-ть o опред-ся ст-ть оборотного капитала как разность между обоснованной рыночной ст-тью совокупных активов и текущей ст-тью всех обяз-в Оценка финанс.активов: Финанс.активы – рез-т инвестиций и кредит.деят-ти препдр., отраженные в балансе. Не имеют матер-вещест.формы. Элементы финанс.активов: ценные бумаги (долговые, долевые, векселя, производные); дебитор.задолж-ть; инвестиции в др.организации. Метод ликвид.стоим. Дебитор.задолж-ть: оценка д. исходить из определения ДЗ как части имущ-ва должника. ДЗ не обладает функциями товара, поэтому м.продаваться только уступка права требования, которая имеет цену лишь в случае появления потреб-ой ст-ти. Покупатель с приобретением ДЗ получает право требования пени, штрафов и неустоек. При оценке ДЗ необходимо учитывать финанс.состояние дебитора. В общем случае произ-ся оценка рыноч.ст-ти ДЗ. Если невозможно определить рыноч.ст-ть, то определяют балансовую ст-ть, а так же след.хар-ки: оценка и учет безнадежных долгов; возм.возвратов и скидок. Процедуры оценки ДЗ: - проверка оригиналов документов, подтверждающих ДЗ - оформление и отправка документов дебиторам, подтверждающих имеющуюся у них ДЗ - оценка финансового состояния дебитора - оценка рыноч.ст-ти ДЗ по каждому дебитору и конкретному договору поставки - оценка безнадежных долгов. Анализ финанс.состояния орг-дебиторов проводится на основе методич. рекомендаций федер.управ. по делам о несост-ти и банкротстве. Анализ и оценка балансовой отчет-ти орг-дебиторов осущ-ся с обяз-ым расчетом след. показ-ей: o коэф.текущей ликвидности (если < 2, то стр-ра баланса неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно) o коэф.обеспеченности собственными средствами (если < 0, 1, то предприятие неплатежеспособно). Оценка недвижимости:
Оценка НМА: НМА – активы, не имеющие матер-веществ.формы, либо матер-веществ. Форма которых не имеет существ-го значения для их использ. в хоз-ой деят-ти; активы, способные приносить дохож, приобрет-ся с намерением использ-ть их в длит.период врем. (интеллект.собств-ть; имущ-ые права; имидж фирмы – ГУДВИЛЛ). При оценке НМА использ-ся след.методы: - ст-ти создания (опред-ся полная ст-ть замещения: величина коэф., учитывающего степень морального старения; рассчит-ся остаточная ст-ть) - выигрыша в себестоимости - избыточных прибылей (опред-ие рыноч.ст-ти активов; среднеотраслевая доходность на активы; ожидаемая прибыль как умножение среднеотраслевой доходности на величину активов или собств-го капитала)
117. Сущность и содержание рыночного (сравнительного) подхода к оценке бизнеса.
Используется при оценке имущ-ых комплексов, исходя из данных о недавно совершенных сделках с аналогич. имущ-ми комплексами. Базируется на всех принципах оценки. Ведущим явл- ся принцип замещения, согласно которому рациональный инвестор не заплатит за дан.объект больше, чем ст-ть аналогичного объекта, обладающего той же полезностью, что и оцениваемый объект. Цена продажи аналог.объектов служит исходной информацией для расчета ст-ти дан.объекта. Преим: В основе оценки – реальные рыночные цены, а не расчетные величины. Подход отражает реальное соотношение спроса и предложения, сложившееся на рынке. Недост: не учитываются перспективы развития. Для определения степени сходства оц-ой компании с предприятием-аналогом оценщик должны располагать обширной финанс. и производ. информацией. Абсолютно сходных предприятий не сущ-ет – для обеспечения необходимой сопоставимости оценщик должен провести ряд сложных корректировок, требующих аргументации. Методы: 1. рынка капитала (использование в кач-ве базы сравнения реальной цены купли-продажи объекта-аналога, которая сложилась на рынке; данная цена рассчитывается на ед.капитала – одна обыкновенная акция АО, котируемая на бирже, исп-ся дан.метод при расчете рыночной ст-ти конкретного пакета акций) 2. сделок (база – рыночная цена комплекса, продаваемого целиком, или контрольного пакета акций; если на рынке берется цена продажи предприятия в целом, то она включает уже премию за контроль; если необходимо рассчитать ст-ть неконтр-го пакета, то исходную цену умножить на величину премии за контроль) 3. отраслевых коэф-ов (с использованием спец.формул, ценовых показ-ей и базы дан. по продаже комплекса и рез-ов их деят-ти; сфера применения: при оц.предприятий, использующих узкую номенклатуру продукции и услуг, предприятий, относящихся к отд.отраслям или секторам экономики) Этапы оценки: · Изучение соотв. рынка и сбор И о недавних сделках с аналог.объектами. Проверка И (необходимо убедиться, что цены не искажены, даты сделки и др.хар-ки). · Сравнение оц-го объекта с каждым из аналогов (позволяет выявить отличия по дате продажи, потребительским хар-ам, наличию доп.элементов); · Расчет ст-ти имущ-го комплекса путем корректировки цены на аналог.объекты. Выбор предприятия-аналога: Особое значение имеет сбор и обработка информ. Она делится на 2 блока: - рыночная информ. (данные о фактических ценах, купли-продаже акций различных предприятий) - финансовая (бухг. и фин. отчеты, доп.сведения, которые позволяют не только выбрать аналог, но и произвести соответ-ие корректировки; д.б. представлена отчет-тью текущего года и за 5 предыдущих лет; собирается по всем предпр-аналогам). · Корректировка И и фин.анализ всех объектов списка.Процесс отбора сопоставимых компаний состоит из след.этапов: - составление списка потенц.компаний-аналогов (включает предпр-конкуренты, которые в последние годы служили объектом для слияний и поглощений). Ключевые параметры: Отраслевое сходство; сходство производ.продукции; ассортимент; объем произ-ва - составление списка кандидатов - составление окончат-го списка предпр-аналогов (использ-ся доп.информ. и ужесточаются критерии отбора: положение на рынке, хар-р конкуренции; обяз-ый критерий – отраслевого сходства) Критерии отбора предприятия-аналога: · Отраслевое сходство (взаимозаменяемость производимых продуктов; зависимость от одних и тех же экон.факторов; стадии экон.развития оц-ой компании и комп-аналогов) · Размер компании (факторы: сеть каналов сбыта, потреб-ей и т.д.; ценовые различия по сходным товарам) · Перспективы роста (уровень инфляции; перспективы роста отрасли в целом; индивид.возможности оц-ой компании; динамика доли предприятия на рынке) · Финансовый риск · Кач-во менеджмента (анализ кач-ва отч. докум-ии; возрастной состав управляющих, уровень образования, опыт, з/плата, связи с различными учреждениями) На основе анализа предприятия-аналога подводятся след.итоги: - компании, входящие в окончат.список, сопоставимы с оц-ой компанией по ряду хар-к - опред-ся место или ранг оц-ой компании в списке аналогов Опред.рыноч.ст-ти собств-го капитала предприятия основано на использовании коэф., показ-его соотношение между рыночной ценой предпр. и прибылью. 2 группы ценовых мультипликаторов: Ø Интервальные (цена/прибыль; цена/дивиденды; цена/ден.поток; цена/выручка от реализации) Ø Моментные (цена/баланс.прибыль; цена/чистая ст-ть активов) Формирование итоговой величины ст-ти:
|