Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы оценки стоимости бизнеса






 

Шаги:

1. Выбор стандарта стоимости и методов оценки.

2. Подготовка информации для проведения оценки:

- характеристика пр-я (история, перспектива развития, доля акционеров в капитале пр-я, права, привилегии, количестевнные характеристики, факторы, влияющие на котроль, соглашения ограничивающе права, продажу/передачу..)

- финансовая информация за предыдущие годы

- активы и обязательства пр-я

- характеристика отраслей, которые оказывают влияние на данное пр-е

- общие макроэкономические факторы (мир.кризис, состояние экономики)

- состояние рынка капиталлов

- данные о предыдущих сделках и др.

И должна быть приведена к единой основе и перессчитана в текущую стоимость.

3. Оценка фин.полож компании. Анализ дефицита или избытка оборотных средства пр-я, активов; фин.положение компании на момент оценки; излишек или дифицит оборотного капитала.

Различают 3 подхода к оценке фин.положения пр-я в целях оценки бизнеса:

- организация дифференцированного учета всех долговых обязательств по срокам их погашения. Параллельно устанавливается интенсивность будущих ден.поступлений, проверяется их достаточность в отдельные периоды.

- Использование специального баланса ликвидности, при составлении которого все статьи бух.баланса перегруппировываются в зависимости от скорости их оборота. Сопоставляя части активов реализуемых к определенному времени с частями пассивов, которые к этому же времени должны быть погашены, устанавливается величина платежного излишка/дефицита на определенный период.

- Использование показателей вычисляемых на основе сравнения объема отдельных средств и источников, сложившихся по состоянию на конкретный момент времени (ликвидность, платежеспособность…)

4. Оценка рисков компании. Применяют 2 подхода:

- Проведение понижающей корректировки ожидаемого будущего потока с целью отразить неопределеннось

- Использование более высокой ставки дисконта, которая может быть завышена на вознаграждение за риск.

5. Выполнение расчетов в соответствии с выбранным методом оценки.

6. Корректировка стоимости:

- На фин.положение. Если анализ фин.положения пр-я выявляет излишек оборотного капитала, то его сумму плюсуют к стоимоси пр-я, если выявляется дифицит, то его вычетают из стоимости пр-я.

- На оцениваемую долю и способность при данной доле: влиять на политику пр-я, вносить изменения в работу пр-я, приобреть/ликвидировать активы, назначать руководителей и подбирать персонал…

- На ликвидность оцениваемой доли

- На основной управленческий персонал

- На диверсифицированность пр-ва

- На др.факторы и аспекты

Составление отчета об оценке бизнеса.

 

115. Сущность и содержание доходного подхода к оценке бизнеса.

 

Это процесс определения текущей стоимости будущих выгод, которые, как ожидается, принесут использование и возможно продажа бизнеса.

Принцип ожидания – основной принцип подхода.

Позволяет определить след. виды стоимости:

- обоснованная рыночная стоимость

- инвестиционная стоимость

- наиболее вероятную цену продажи

- налогооблагаемую стоимость

- страховую стоимость

Основные факторы, влияющие на стоимость объекта:

  1. величина выгод/дохода, генерируемых объектом
  2. риск получения этих выгод, а также продолжительность периодов получения

Базовые методы:

Ø дисконтированных денеж.потоков

Ø капитализации

Ø избыточности прибыли

Базовая формула: PV=FV/(1+i)ⁿ, где PV – текущая стоимость, FV – будущая стоимость, i – ставка дисконта, n – кол-во периодов.

Буд.выгоды необходимо умножить на коэф.дисконтирования (капитализации) и тем самым получить рыночную стоимость ± поправки

Дисконтирование ден.потоков: позволяет учесть перспективы развития компании, провести оценку рисков, используя большое число корректировок, позволяющих отразить индивидуальность оцениваемого объекта.

Условия применения: перспективный денеж.поток должен существенно отличаться от денеж.потока на момент оценки. Существует информация, позволяющая рассчитать будущие денеж.потоки. Прогнозируемые денеж.потоки являются полож.для большинства прогнозных лет. Ожидаемый ден.поток в последний прогнозный период д.б. полож. Величиной и не д.б.меньше, чем ден.поток предыд.лет. Оцениваемый объект д.б. достаточно новым, современным с т.зр. использования на нем оборудования и технологий.

«+» метод учитывает буд.ожидания относительно цен, затрат, инвестиций и рисков; учитывает требования и конъюнктуру рынка; позволяет учесть риски и изменения величины потока дох/расх. «-» сложное составление прогнозов и их относительность; метод малоэффективен в условиях неустойчивой экономики; трудоемкость для оценщика.

Этапы расчета рыночной стоимости методом дисконтирования ден.потоков:

1. Нормализация баланса и отчета о прибылях и убытках; из формы №2 убираются нетипичные доходы и расходы; из баланса - избыточные активы, кот. не принимают участия в формир. ден.потока от основной операционной деятельности (здания, сооружения, земля, кот. нигде не используются). На этом этапе избыточные неоперац.активы вычитаются из баланса, но на этапе заключительных поправок эти активы отдельно оцениваются и прибавляются к предварительной рыночной стоимости.

2. Определение длительности прогнозного периода.

3. Выбор вида ден.потока (2 модели ден.потока: - для собственного капитала (использ-ся для предприятий, у которых большая задолженность, складывается из: чистой прибыли отдельно для каждого прогнозного года+амортизация-прирост оборотного капитала или + уменьшение обор.капитала + - сальдо по долгосрочной задолж.-капит. вложения); - для инвестиционного капитала или бездолговой ден.поток (чистая прибыль+ амортизация-прирост обор.капитала+уменьшение обор.капитала-капит.вложения).

4. Анализ валовых доходов и составление прогнозов (прогноз объема произ-ва и цен на продукцию; анализ производ.мощностей; капиталовложений; опред.долгосроч.темпов роста в постпрогнозный период; анализ общеэкон.перспектив, развития отрасли; анализ изменения номенклатуры выпускаемой продукции)

5. Анализ расходов и их прогноз (тенденции развития фирмы в прошлые периоды, изучение соотношения постоянных и переменных издержек, инфляция для каждой категории издержек, износ оборудования и вновь вводимые фонды, чрезвычайные статьи расходов, выплата %)

6. Анализ инвестиций, их прогноз (потребность в капиталовложениях, собственных и сторонних, опред.потребности в финансовых ресурсах)

7. Расчет ден.потока для каждого прогнозного года

Определение ставки дисконта.

  1. Расчет остаточной стоимости

9. Расчет текущей стоимости (за прогнозный период и расчет дисконтированной остаточной стоимости)

10. Заключительные поправки

Метод капитализации: используется, если ожидается, что будущие чистые доходы или ден.потоки будут примерно равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми.

Этапы:

1. Анализ финансовой отчетности (произв-ся анализ бухг.отчетности, отчетов о прибылях и убытках за последние 3 года; отчетность должна пройти аудиторскую проверку.

2. Выбор величины прибыли или др.финансовой базы для капитализации (можно использовать в кач-ве базы величину чистого ден.потока, чистого дохода, прибыль). Необходимо определить период, за который будет браться информация для расчета (из последней отчетности; за несколько прошлых периодов; несколько прогнозных лет). Чистая прибыль использ-ся для тех компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Если оцениваемые компании пользуются сущ-им налог.льготами, которые носят врем.хар-р, то в кач-ве базы – прибыль до налогообложения. Для компаний, которые обладают значит.недвиж-тью и имеют сущ-ый вес долгосроч.активов в общей сумме активов, базой явл-ся ден.поток

3. Расчет адекватной ставки капитализации (опред-ся на основе ставки дисконтирования за вычетом ожидаемых среднегодовых темпов роста). Если компания имеет устойчивый рост – то выбирается более низкой ставка капитализации, что приводит к увеличению рыноч.ст-ти компании.

4. Определение предварительной величины Vm = велич.фин.базы/ставка капит-ии

5. Внесение поправок (на наличие нефункционирующих активов; на контрол/ неконтрол. хар-р оц-ой доли).

Данный метод использ-ся для оц.недвижимости и реже для оц.бизнеса (лишь для опред. «прикидочной ст-ти»). Для оценки АО использ-ся капит-ия дивидендов, в том случае, если оц-ся неконтр.пакет. Для контрольного пакета лучше – капит-ия чистого дохода.

 

116. Сущность и содержание затратного подхода к оценке бизнеса.

 

Глав.принцип – поэлементная оценка.

Использ-ся в след.случаях: для исчисления налога на имущ-во; для целей страхования отд.элементов имущ-го комплекса; при судеб.разделе имущ-ва между собственниками; при распродаже имущ-ва на торгах.

Основ.методы: - чистых активов, - ликвид. ст-ти, - избыточной прибыли (оценка ГУДВИЛЛА)

Основные этапы оценки в рамках затрат.подхода:

  1. анализ имущ-го комплекса и выделение его составных частей
  2. выбор наиболее подходящего метода оц. для каждого компонента имущ-го комплекса и выполнение расчетов
  3. оценка реальной степени износа компонентов имущ-го комплекса
  4. расчет остаточной ст-ти компонентов имущ-го комплекса и суммарная оц. остаточной ст-ти всего имущ-го комплекса.

Метод чистых активов. Используется

- при оценке контрольного пакета акций

- когда компания обладает значит-ми матер.активами

- когда имеется возм-ть выделить и оценить НМА

- когда ожидается, что в будущем компания будет действующим предприятием

- когда у компании отсут-ют данные о прибылях; когда невозможно оценить прибыли

- когда оцениваемая компания явл-ся вновь возникшим предприятием

- когда деят-ть компании зависит от контрактов или отсут-ет постоянная клиентура

- когда значит-ую часть составляют финанс.активы.

Преимущества: метод достаточно реалистичен, т.к. в основу определения цены положены реально сущ-ие активы; единственный метод, позволяющий оц-ть ст-ть опред-ых типов компаний (холдинги, корпорации, инвестиц.компании)

Недостатки: метод не акцентирует внимание и не учитывает ст-ть элементов, занимающих незначительный уд.вес; не учитывает перспектив развития бизнеса. Этапы оценки в рамках метода чистых активов:

o анализ послед.баланс.отчета

o корректировка полученной информации

o переоценка финансовых активов в чистореализ.ст-ть

o оценка матер.собств-ти по обоснованной рыноч.ст-ти

o оценка НМА

o перевод обяз-в в текущую ст-ть

o опред-ся ст-ть оборотного капитала как разность между обоснованной рыночной ст-тью совокупных активов и текущей ст-тью всех обяз-в

Оценка финанс.активов: Финанс.активы – рез-т инвестиций и кредит.деят-ти препдр., отраженные в балансе. Не имеют матер-вещест.формы. Элементы финанс.активов: ценные бумаги (долговые, долевые, векселя, производные); дебитор.задолж-ть; инвестиции в др.организации.

Метод ликвид.стоим. Дебитор.задолж-ть: оценка д. исходить из определения ДЗ как части имущ-ва должника. ДЗ не обладает функциями товара, поэтому м.продаваться только уступка права требования, которая имеет цену лишь в случае появления потреб-ой ст-ти. Покупатель с приобретением ДЗ получает право требования пени, штрафов и неустоек. При оценке ДЗ необходимо учитывать финанс.состояние дебитора. В общем случае произ-ся оценка рыноч.ст-ти ДЗ. Если невозможно определить рыноч.ст-ть, то определяют балансовую ст-ть, а так же след.хар-ки: оценка и учет безнадежных долгов; возм.возвратов и скидок.

Процедуры оценки ДЗ:

- проверка оригиналов документов, подтверждающих ДЗ

- оформление и отправка документов дебиторам, подтверждающих имеющуюся у них ДЗ

- оценка финансового состояния дебитора

- оценка рыноч.ст-ти ДЗ по каждому дебитору и конкретному договору поставки

- оценка безнадежных долгов.

Анализ финанс.состояния орг-дебиторов проводится на основе методич. рекомендаций федер.управ. по делам о несост-ти и банкротстве. Анализ и оценка балансовой отчет-ти орг-дебиторов осущ-ся с обяз-ым расчетом след. показ-ей:

o коэф.текущей ликвидности (если < 2, то стр-ра баланса неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно)

o коэф.обеспеченности собственными средствами (если < 0, 1, то предприятие неплатежеспособно).

Оценка недвижимости:

  1. опред.ст-ти зем.участка, на котором находится сооружение
  2. оц.восстановит.ст-ти (замещения) сооружений на дату оценки
  3. рассчитываются все виды износа сооруж. с учетом их физич., функц-го, технолог-го и экон-го устаревания
  4. опред.остаточной ст-ти (как разность м/у восстан.ст-тью и совокупным износом)
  5. рассчит-ся полная ст-ть объекта (как сумма зем.участка и остаточ.ст-ти сооруж.)

Оценка НМА: НМА – активы, не имеющие матер-веществ.формы, либо матер-веществ. Форма которых не имеет существ-го значения для их использ. в хоз-ой деят-ти; активы, способные приносить дохож, приобрет-ся с намерением использ-ть их в длит.период врем. (интеллект.собств-ть; имущ-ые права; имидж фирмы – ГУДВИЛЛ).

При оценке НМА использ-ся след.методы:

- ст-ти создания (опред-ся полная ст-ть замещения: величина коэф., учитывающего степень морального старения; рассчит-ся остаточная ст-ть)

- выигрыша в себестоимости

- избыточных прибылей (опред-ие рыноч.ст-ти активов; среднеотраслевая доходность на активы; ожидаемая прибыль как умножение среднеотраслевой доходности на величину активов или собств-го капитала)

 

117. Сущность и содержание рыночного (сравнительного) подхода к оценке бизнеса.

 

Используется при оценке имущ-ых комплексов, исходя из данных о недавно совершенных сделках с аналогич. имущ-ми комплексами. Базируется на всех принципах оценки. Ведущим явл- ся принцип замещения, согласно которому рациональный инвестор не заплатит за дан.объект больше, чем ст-ть аналогичного объекта, обладающего той же полезностью, что и оцениваемый объект.

Цена продажи аналог.объектов служит исходной информацией для расчета ст-ти дан.объекта. Преим: В основе оценки – реальные рыночные цены, а не расчетные величины. Подход отражает реальное соотношение спроса и предложения, сложившееся на рынке. Недост: не учитываются перспективы развития. Для определения степени сходства оц-ой компании с предприятием-аналогом оценщик должны располагать обширной финанс. и производ. информацией. Абсолютно сходных предприятий не сущ-ет – для обеспечения необходимой сопоставимости оценщик должен провести ряд сложных корректировок, требующих аргументации.

Методы: 1. рынка капитала (использование в кач-ве базы сравнения реальной цены купли-продажи объекта-аналога, которая сложилась на рынке; данная цена рассчитывается на ед.капитала – одна обыкновенная акция АО, котируемая на бирже, исп-ся дан.метод при расчете рыночной ст-ти конкретного пакета акций)

2. сделок (база – рыночная цена комплекса, продаваемого целиком, или контрольного пакета акций; если на рынке берется цена продажи предприятия в целом, то она включает уже премию за контроль; если необходимо рассчитать ст-ть неконтр-го пакета, то исходную цену умножить на величину премии за контроль)

3. отраслевых коэф-ов (с использованием спец.формул, ценовых показ-ей и базы дан. по продаже комплекса и рез-ов их деят-ти; сфера применения: при оц.предприятий, использующих узкую номенклатуру продукции и услуг, предприятий, относящихся к отд.отраслям или секторам экономики)

Этапы оценки:

· Изучение соотв. рынка и сбор И о недавних сделках с аналог.объектами. Проверка И (необходимо убедиться, что цены не искажены, даты сделки и др.хар-ки).

· Сравнение оц-го объекта с каждым из аналогов (позволяет выявить отличия по дате продажи, потребительским хар-ам, наличию доп.элементов);

· Расчет ст-ти имущ-го комплекса путем корректировки цены на аналог.объекты.

Выбор предприятия-аналога: Особое значение имеет сбор и обработка информ. Она делится на 2 блока:

- рыночная информ. (данные о фактических ценах, купли-продаже акций различных предприятий)

- финансовая (бухг. и фин. отчеты, доп.сведения, которые позволяют не только выбрать аналог, но и произвести соответ-ие корректировки; д.б. представлена отчет-тью текущего года и за 5 предыдущих лет; собирается по всем предпр-аналогам).

· Корректировка И и фин.анализ всех объектов списка.Процесс отбора сопоставимых компаний состоит из след.этапов:

- составление списка потенц.компаний-аналогов (включает предпр-конкуренты, которые в последние годы служили объектом для слияний и поглощений). Ключевые параметры:

Отраслевое сходство; сходство производ.продукции; ассортимент; объем произ-ва

- составление списка кандидатов

- составление окончат-го списка предпр-аналогов (использ-ся доп.информ. и ужесточаются критерии отбора: положение на рынке, хар-р конкуренции; обяз-ый критерий – отраслевого сходства)

Критерии отбора предприятия-аналога:

· Отраслевое сходство (взаимозаменяемость производимых продуктов; зависимость от одних и тех же экон.факторов; стадии экон.развития оц-ой компании и комп-аналогов)

· Размер компании (факторы: сеть каналов сбыта, потреб-ей и т.д.; ценовые различия по сходным товарам)

· Перспективы роста (уровень инфляции; перспективы роста отрасли в целом; индивид.возможности оц-ой компании; динамика доли предприятия на рынке)

· Финансовый риск

· Кач-во менеджмента (анализ кач-ва отч. докум-ии; возрастной состав управляющих, уровень образования, опыт, з/плата, связи с различными учреждениями)

На основе анализа предприятия-аналога подводятся след.итоги:

- компании, входящие в окончат.список, сопоставимы с оц-ой компанией по ряду хар-к

- опред-ся место или ранг оц-ой компании в списке аналогов

Опред.рыноч.ст-ти собств-го капитала предприятия основано на использовании коэф., показ-его соотношение между рыночной ценой предпр. и прибылью.

2 группы ценовых мультипликаторов:

Ø Интервальные (цена/прибыль; цена/дивиденды; цена/ден.поток; цена/выручка от реализации)

Ø Моментные (цена/баланс.прибыль; цена/чистая ст-ть активов)

Формирование итоговой величины ст-ти:

  • Выбор величины мультипликатора
  • Взвешивание промежуточных рез-ов
  • Внесение итоговых корректировок

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал