Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления прикладных исследований⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
Промышленное производство - один из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Главная проблема - формирование производственных коллективов, что позволило поставить задачу построения общей модели психологической службы промышленного предприятия. Наиболее общие для всех отраслей промышленного производства, для любых предприятий темы - психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков. Темой прикладных исследований является проблема управления, имеющая отношение к различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т. п. Одним из важных является вопрос о необхо-димых руководителю психологических качествах. Раз-витие организации — самостоятельный блок проблем. В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации. Система средств массовой информации и пропаганды не может развиваться, не опираясь на исследования социальных психологов, поэтому проблематика социально-психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Объекты прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В исследованиях проблем школы, осуществляемых в рамках педагогики и педагогической психологии, участвует и социальная психология. Весь комплекс V проблем этой дисциплины представлен в сфере об-
разования: общение, функционирование коллектива, межгрупповые отношения, вопросы социализации. Создаются специальные психологические службы. Основные виды деятельности школьного психолога -психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Одна из относительно новых сфер приложения соци- Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это в значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей. Изменяется тип исходной, социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то теперь это исследовательский коллектив. Субъектом исследовательского труда становится малая группа. Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества, ее приложений. Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. дать сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени. Если исследование проводить в рабочее время, оно может нарушить производственный ритм, если после рабочей смены, придется задержать людей на длительное время, оставить «добровольцев» - допу- чае приходится принимать решение о пути, на котором будут наименьшие потери. Необходимо и соблюдение этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ руководства. Выявление ряда характеристик групп влечет за собой определенные критические замечания в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые являются заказчиками исследования. Исследователь должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в коллективе. Возникает трудность в отношении языка. Проблема заключается в адаптации этого языка по отношению к испытуемому. Другая проблема языка связана с применением некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказываются как бы скомпрометированными их употреблением за пределами науки («конформист», «авторитарный лидер» и т. д.). Социальный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов.
|