Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. 1 вопрос. Становление капиталистической экономики в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого государственного вмешательства
1 вопрос. Становление капиталистической экономики в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого государственного вмешательства. Вплоть до конца XIX в. это была экономика преимущественно свободной частной инициативы, эпизодически подверженной регулированию государственными законами и правовыми ограничениями. В конце XIX – начале ХХ вв. появляется антитрестовское законодательство. Наиболее значительным актом стал Закон Шермана (1890), где монополизация рассматривалась как отрицательное явление, как устранение свободной конкуренции. Усиление регулирующей роли государства происходит в годы первой мировой войны, но после ее окончания эта тенденция в США не получила развития. Дальнейшие законодательные шаги по регулированию экономики были предприняты только в 1930-е гг., в период обострения социальной обстановки в связи с мировым экономическим кризисом 1929–1933 гг. 24 октября 1929 г. началась паника на Нью-Йоркской бирже. Это стало началом мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., получившего название «великой депрессии». С 1929 по 1932 гг. объем промышленного производства в США сократился почти на 50%, работы лишились 17 млн. человек. Остро стояли социальные проблемы, система общегосударственного страхования по безработице в стране отсутствовала. С позиций «твердокаменного индивидуализма» считалось, что каждый сам несет ответственность за свои беды, а социальная помощь государства подрывает позиции «американизма». Кризис в США означал конец эпохи старого капитализма. Глубина кризиса, его всемирный масштаб требовали от государства принятия чрезвычайных мер. Правительство республиканцев во главе с Г. Гувером придерживалось традиционных идей неограниченного свободного рынка и неограниченной конкуренции. Оно не смогло решить назревшие социальные проблемы. В 1930–1932 гг. были организованы «голодные походы» безработных и ветеранов войны на Вашингтон и другие крупные города с требованием принять срочные меры. 2 вопрос. На президентских выборах 1932 г. республиканцы потерпели поражение. Президентом был избран демократ Франклин Рузвельт. Он выдвинул широкомасштабную программу реформ – «новый курс» (new dea l). «Новый курс» основывался на государственном регулировании экономики и социальных процессов в обществе в кейнсианском духе, на введении элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров». Были созданы специальные органы и учреждения, приняты специальные законы. Часть их была рассчитана только на выход из кризиса, часть – на перспективу. Большая часть законодательных актов «нового курса» была принята в первые три месяца президентства Рузвельта, которые получили название «Ста дней». Конгресс США наделил президента чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики. Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы, усиление контроля над всей банковской системой страны. Чрезвычайный банковский закон поставил под контроль правительства и президента международные финансовые сделки, прекратил обмен казначейских билетов на золото. Государственное казначейство получило право выпускать необеспеченные золотом банкноты. Были проведены меры по девальвации национальной валюты. Правительство ввело ряд ограничений на банковскую деятельность, направленных на оздоровление финансово-банковской системы в целом. В этих же целях был установлен жесткий контроль за рынком ценных бумаг. 3 вопрос. Важное значение имел Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Он предусматривал введение «кодексов честной конкуренции», которые определяли цены и объем производства с учетом объема рынка. Такие кодексы охватили 95% промышленности США. Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА) предусматривал материальную помощь фермерским хозяйствам, премии за сокращение посевов, скупку продукции ферм, с тем, чтобы сократить разрыв в ценах на сельхозпродукцию и продукцию промышленности. Законы НИРА и ААА вводились на два года, после чего они были признаны Верховным судом неконституционными, нарушающими принципы свободного предпринимательства. В разгар кризиса бизнес мирился с государственным регулированием, но после того, как экономическая ситуация улучшилась, политика Рузвельта стала критиковаться как отход от американизма и философии индивидуализма. Рузвельта упрекали в насаждении социализма и коммунизма, указывали на общность принципов его политики с принципами корпоративного государства в фашистской Италии. Однако в 1936 г. Ф. Рузвельта вновь поддержало большинство избирателей. 4 вопрос. В 1933 г. были предприняты чрезвычайные меры по борьбе с безработицей. Было создано множество учреждений и агентств, перед которыми была поставлена задача оказать срочную помощь нуждающимся и создать временные рабочие места путем привлечения безработных, особенно молодежи, к так называемым общественным работам (строительство дорог, уход за национальными парками, уборка улиц и т.д.). В 1935 г. происходит сдвиг «влево» в социальной политике «нового курса». Был принят ряд важных социальных реформ: закон о трудовых отношениях (закон Вагнера), закон о социальном страховании, закон о справедливых условиях найма. Впервые в истории США была введена государственная система пенсий и пособий. К этому периоду относится становление трудового права. Законом Вагнера 1935 г. устанавливалось право на создание профессиональных объединений, которые рассматривались в качестве посредников в социально-трудовых отношениях. Все эти законы и мероприятия имели целью преодоление наиболее острых и чреватых социальным взрывом проблем. «Новый курс» стал поворотным пунктом в истории США. После переизбрания в 1936 г. на пост президента Ф.Рузвельта политика «нового курса» получила законодательное оформление в качестве новой системы регулирования социально-хозяйственных связей. С этого времени государственное вмешательство в экономическую и социальную сферы постоянно расширялось и совершенствовалось и стало важнейшим элементом американской государственно-политической системы. Официально политика «нового курса» осуществлялась до весны 1939 г., но в годы второй мировой войны получила дальнейшее развитие. Было образовано несколько правительственных управлений, централизовавших функционирование связанных с войной отраслей экономики. Несмотря на введение элементов централизации и плановости, «новый курс» не представлял собой отход от принципов рыночной экономики, свободной конкуренции и демократии. Эти меры прямого государственного вмешательства носили временный характер и были вызваны экстремальными условиями глубокого экономического кризиса.
|