Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






1 вопрос. Япония середины XIX в. оставалась феодальным государством. Жесткая система сословных разграничений дополнялась особой военно-служилой иерархией в рамках государственного строя сёгуната. Военная администрация сёгуната – бакуфу – единственно объединяла страну. На местах власть принадлежала феодальным кланам во главе с даймё.

Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса. Предреволюционная обстановка в Японии 60-х гг. XIX в. характеризовалась разрушением натурального хозяйства, развитием ремесленного производства, расслоением деревни, «рисовыми бунтами». Появляется купечество как новый социальный слой.

Особую роль сыграл внешний фактор. Ситуация обострялась европейским проникновением в Японию. С 1640 г. страна была «закрыта» для общения со всеми странами, кроме Китая и Кореи. В 1853 г. путь в Японию был открыт. Европейские державы и США вынудили японское правительство подписать неравноправные торговые договоры. Появилась реальная угроза превращения Японии в полуколонию.

Сторонники модернизации объединились для борьбы с бакуфу. Это привело к обострению противоречий между сёгуном и императорским двором – кугэ. В 1867 г. был совершен государственный переворот, сёгун объявил о сложении полномочий, верховная власть перешла к 15-летнему императору Муцухито, взявшему имя Мэйдзи – «просвещенное правление». В Японии запоздало установилась абсолютная монархия. Однако особенности времени предопределили рост влияния антифеодальных сил и реформаторского чиновничества. Это сделало эру Мэйдзи периодом быстрой политической модернизации государственного строя и формирования нового правового уклада.

2 вопрос. Реформы 70–80-х гг. XIX в. практически полностью ликвидировали остатки феодальных отношений. Студентам необходимо охарактеризовать основные реформы: аграрную 1872–1873 гг.; финансово-денежную и налоговую; сословную (1871, 1872); административно-территориальную (1871, 1878); военную (1878); реформу образования (1872) и др. Необходимо также проанализировать клятвенное обещание Муцухито 1868 г. и реорганизацию правительства по западному образцу.

Проведение этих преобразований свидетельствовало об осознании правящими кругами Японии необходимости кардинальных перемен перед лицом угрозы потери независимости страны. Реформы были своеобразной революцией «сверху». Они решали общенациональную задачу защиты страны от потери суверенитета мирным путем. Реформы проводились под лозунгом создания «сильного государства», «сильной казны», «сильной армии».

Реставрация Мэйдзи отмечена появлением политических партий. Партии формировались до установления конституционного строя и имели характер проправительственных группировок. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто) и Партия конституционных реформ (Кайсинто). Партии были основаны на клановой и политической иерархии, главной их задачей была «забота о государственных интересах». Партии не играли решающей роли в политической жизни страны, но вместе с тем, они рассматривались правящими кругами как важный элемент создаваемой конституционной монархии с парламентом. Их учреждение проходило при активном, покровительственном участии властей. Подлинно оппозиционных партий в Японии не было.

3 вопрос. Конституция 1889 г., принятая по образцу конституции Пруссии 1850 г., стала продолжением реформ. Она закрепила переходную форму правления от абсолютистской к дуалистической монархии. Основой конституции 1889 г. стала концепция добровольного самоограничения императором своих «священных» абсолютных полномочий путем: 1) предоставления японцам ограниченного перечня формальных демократических прав и свобод, не обеспеченного гарантиями их осуществления; 2) закрепления законодательных полномочий за двухпалатным законодательным органом, с традиционной для октроированных конституций верхней палатой господ и нижней палатой, избираемой на основе цензового избирательного права; 3) предоставления крайне ограниченных полномочий правительству как совещательному органу.

Эти идеи нашли отражение в структуре конституции. Она открывается статьями о положении и полномочиях императора, особы «священной и неприкосновенной», главы государства, обладающего верховной властью (ст. 4).

На основе анализа соответствующих статей Конституции 1889 г. студентам надлежит изучить систему органов государственной власти, их полномочия, прежде всего полномочия императора, принципы создания двухпалатного парламента и правительства, основы их деятельности и взаимоотношений. Необходимо обратить внимание на отсутствие контроля представительного органа над правительством и политическое бессилие правительства перед такими полуфеодальными учреждениями как Тайный совет, Генро, Министерство двора, перед всесилием японских военных (гл. I, III, IV).

Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялась неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям и т.д. Однако установленные конституцией ограничения в праве пользования этими правами фактически сводили их на нет.

4 вопрос. С принятием конституции была окончательно закреплена победа революции Мэйдзи, заложены государственно-правовые основы дальнейшего развития страны. Во внутригосударственной области была продолжена судебная реформа. Важными вехами стали законы об организации судов (1890), прокуратуры (1890) и адвокатуры (1893).

С 70-х гг. XIX в. Япония встала на путь колониальных захватов. В ее колониальную империю вошли Тайвань, Южный Сахалин, Корея. Из первой мировой войны Япония вышла, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане.

Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее крестьян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся. Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х — начала 30-х гг. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима внутри страны и активизации колониальной экспансии вовне. Подготовка к новой большой войне становится определяющим фактором государственной жизни. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай – Маньчжурию. С 1937 г. началась открытая агрессия Японии в Китае, втянувшая страну во вторую мировую войну.

Происходит превращение Японии в агрессивное, милитаристское государство. Военные получали постоянную поддержку дворянства и чиновничества, они оказывали большое влияние на формирование политики. С 1932 г. в Японии формируются только «военные» кабинеты. В 1940 г. правительство принца Каноэ инициировало установление в государстве военно-полицейского режима. Основами этого режима должны были стать провозглашенные «новая политическая структура» и «новая экономическая структура». Формирование этих структур означало деформацию конституционного строя и ликвидацию основ парламентаризма. Студенты должны самостоятельно установить, в чем заключается суть этих нововведений, и чем отличается политический режим, установившийся в Японии, от фашистского.

В годы второй мировой войны военно-полицейский режим обеспечивал основные социально-хозяйственные задачи государства.

5 вопрос. Поражение Японии в войне и ее капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска, был установлен оккупационный режим. Фактическая верховная власть перешла к американской военной администрации. Главные виновники войны преданы суду Международного трибунала и осуждены.

Состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, упразднения всех других органов военно-террористического подавления, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, фиксировавших военно-полицейский режим.

Важные реформы были проведены в области социально-экономических отношений: был принят закон об аграрной реформе, осуществлены преобразования в промышленности и банковском деле, демократизированы основы трудового и социального законодательства. В итоге радикальные социально-экономические и политические меры первых послевоенных лет привели не только к упразднению в Японии всех пережитков феодализма, но и к преобразованию ее общественно-экономического строя на либерально-демократической основе.

Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией. Конституция 1947 г. установила своеобразный строй, сочетающий парламентскую республику с номинальным сохранением конституционной монархии. Особыми статьями закреплялся отказ японского государства от войны как средства политики и запрещение организовывать армию и флот. Исходя из провозглашенного принципа народного суверенитета, устанавливался безусловный государственный приоритет парламента.

Император считался «символом государства и единства народа». Правомочия монарха существенно ограничивались в области осуществления государственной власти в духе английского конституционализма (ст. 4). Все действия монарха ставились в строгую зависимость от законов и одобрения кабинета министров.

На основе анализа соответствующих статей Конституции 1947 г. студентам надлежит изучить систему органов государственной власти и их полномочия.

Конституция 1947 г. стала одним из демократических конституционных документов современности. В конституцию была включена глава, посвященная «правам и обязанностям народа». В ней, помимо традиционного перечня основных прав и свобод, объявленных «нерушимыми и вечными», содержались положения, направленные против пережитков феодализма, в том числе отмену пэрства и других аристократических институтов; нормы об отказе государства от какой-либо религиозной деятельности и покровительства религии и пр.


АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы к зачету

Для дневного отделения

1. Право родового общества.

2. Общественный строй древневосточных государств.

3. Государственный строй древневосточных государств.

4. Египетское право. Древнекитайское право.

5. Древнееврейское право.

6. Древнеиндийское право. Брачно-семейные отношения по Законам Ману.

7. Древневавилонское право. Брачно-семейные отношения по Судебнику Хаммурапи.

8. Преступления и наказания по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману.

9. Основные закономерности и локальные особенности государствообразования в античном мире.

10. Афинская республика. Основные черты афинского права.

11. Государственный механизм Римской республики.

12. Государственные институты и учреждения Римской империи.

13. Основные этапы развития римского права.

14. Развитие политической системы феодального общества.

15. Раннефеодальное государство франков.

16. Салическая правда – памятник раннефеодального права.

17. Феодальное государство Франции.

18. Феодальное государство Англии.

19. Феодальное государство Германии.

20. Сословно-представительная монархия в странах Западной Европы.

21. Абсолютная монархия в странах Западной Европы

22. Источники и система феодального права Франции и Германии. Рецепция римского права в средние века.

23. Английское право в период средневековья.

24. Судоустройство и судопроизводство в феодальной Европе.

25. Основные институты феодального права Англии, Франции и Германии.

26. Великая хартия вольностей в Англии 1215 г. Общая характеристика.

27. «Каролина» 1532 г. Общая характеристика.

28. Общественный строй и организация городского самоуправления в средние века. Городское право.

29. Католическая церковь в средние века. Каноническое право.

30. Мусульманское право.

31. Средневековое государство Византии.

32. Османская империя в XI–XVII вв.

33. Феодальное государство и право Китая и Японии.

Вопросы к экзамену


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал