Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ № 12.
Модели массового обслуживания
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные акты повторяются многократно (предприятия бытового обслуживания; системы приема, переработки и передачи информации; автоматические линии производства и т.п.). Основные элементы таких систем представлены на рис.4.1.
Рис.4.1. Основные элементы системы массового обслуживания
Для повышения уровня организации и качества функционирования систем массового обслуживания (СМО) необходимо прежде всего изучить динамику протекания процессов этих систем с точки зрения воздействия случайных факторов. Предмет теории массового обслуживания – установление зависимостей между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективноcтью обслуживания с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами. Задачи теории массового обслуживания в конечном итоге носят оптимизационный характер, включают экономический аспект – определить вариант системы, при котором будет обеспечена минимизация суммарных затрат от ожидания обслуживания (потерь времени и ресурсов на обслуживание) и от простоев каналов обслуживания. Переходы системы из состояния в состояние можно рассматривать как происходящие под влиянием некоторых потоков событий. Поток событий называется регулярным, если события следуют одно за другим через строго определенные промежутки времени. Поток событий называется стационарным, если вероятность появления того или иного числа событий на участке времени длиной Поток событий называется потоком без последействия, если вероятность появления на любом участке времени того или иного числа событий не зависит от того, какое число событий попало на другие участки, не пересекающиеся с данным. Это свойство состоит в том, что вероятность Поток событий называется ординарным, если вероятность попадания на элементарный участок Ординарный поток без последействия называется пуассоновским. Если события образуют пуассоновский поток, то число событий Если плотность потока В марковском случайном процессе все потоки событий, переводящие систему из состояния в состояние, являются пуассоновскими. Для простейшего потока число событий, попадающих на любой участок длины Расстояние При суммировании (взаимном наложении) большого числа ординарных стационарных потоков (при условии, что складываемые потоки оказывают на сумму приблизительно равномерно малое влияние) с практически любым последействием получается поток, сколь угодно близкий к простейшему. Если промежуток времени Если поток событий нестационарен, то его основной характеристикой является мгновенная плотность
где Ординарный поток однородных событий называется потоком с ограниченным последействием (или потоком Пальма), если промежутки времени между последовательностями событий Для нестационарного потока (ординарного, без последействия, с переменной плотностью
Потоком Эрланга При увеличении порядка Если
Классификацию широкого разнообразия СМО можно провести по различным признакам (табл.4.1). Системы массового обслуживания с ожиданием бывают разомкнутые и замкнутые. Разомкнутая (открытая) система – это система с неограниченным источником потока требований (например, покупатели в магазинах, пассажиры в метро и т.д.). Замкнутая – это система, в которой поток требований ограничен. Замкнутые системы обслуживают конечное число требований. Как только требования обслужены, они возвращаются в источник (рис.4.2). Задачи такого типа часто встречаются при эксплуатации машин (оборудования), когда отремонтированные машины возвращаются в цех и становятся источником новых требований.
|