Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЛЕКЦИЯ № 17.
Маржинальный анализ. Заключение
Термин " маржинальные величины " применительно к производственной деятельности означает дополнительные величины (издержки или доход), возникающие в процессе, а также в результате производства еще одной (дополнительной) единицы продукции [26]. Маржинальный анализ является важнейшей составной частью микроэкономики. Он проводится на базе сравнения динамики маржинальных величин: маржинального дохода и маржинальных издержек. Маржинальные величины по сравнению с валовыми и даже средними величинами являются более " чуткими", то есть изменения в них предшествуют изменениям валовых и средних показателей, что позволяет своевременно менять стратегию и тактику предприятия. Маржинальный доход предприятия - это доход от продажи дополнительной единицы продукции; он равен цене этой единицы. Если речь идет о новой продукции или ненасыщенном рынке, то маржинальный доход может длительное время оставаться неизменным или даже возрастать. Однако если рынок насыщен, то продажа дополнительной единицы продукции может быть осуществлена только за счет снижения цены. В таких случаях маржинальный доход падает. Для дальнейших рассуждений следует определить терминологию и условные обозначения некоторых сокращений. Поскольку почти все основные языки мира восприняли английскую экономическую терминологию, мы будем придерживаться такого подхода и в данной работе. В дальнейшем будут использованы следующие аббревиатуры для некоторых экономических терминов: FC - Fixed Costs - постоянные издержки; VC - Variable Costs - переменные издержки; TC - Total Costs - валовые издержки; AFC - Average Fixed Costs - средние постоянные издержки; AVC - Average Variable Costs - средние переменные издержки; ATC - Average Total Costs - средние валовые издержки; MC - Marginal Costs - маржинальные издержки; TR - Total Revenue - общий доход; MR - Marginal Revenue - маржинальный доход. Маржинальный анализ может проводиться двумя способами - табличным и посредством построения графиков. С помощью этих методов анализа определяются оптимальные размеры производства, оптимальная цена, а также принимаются решения о банкротстве, закрытии производства или продолжении коммерческой деятельности в той или иной конкретной хозяйственной ситуации. При заполнении таблиц и построении графиков должна соблюдаться определенная последовательность операций. Составление графиков, например, всегда начинается с построения кривой маржинальных издержек, поскольку она помогает определить минимальные точки средних валовых и средних переменных издержек. Кривую средних постоянных издержек можно не вычерчивать совсем, так как она не имеет аналитической ценности. Взаимное расположение кривых на графике всегда подчинено действию экономических законов. Когда кривая маржинальных издержек (MC) проходит ниже кривой средних переменных издержек (AVC), последняя всегда имеет характер понижающейся кривой, так как эти издержки сокращаются. С момента пересечения кривой MC и кривой AVC средние переменные издержки начинают возрастать. Такая же закономерность отмечается и в отношении кривой MC с кривой средних валовых издержек (ATC), а именно: кривая MC пересекает кривую ATC в ее минимальной точке. Поэтому построение графика маржинального анализа всегда начинается с нанесения кривой MC. Затем следует убедиться, что кривая MC пересекает кривые ATC и AVC в их минимальных значениях. Они могут оказаться даже ниже, чем это находит отражение в таблице, так как таблица дает сведения только для целых единиц продукции производства, а кривые издержек могут отразить производство продукции в долях единицы. После нанесения на график кривых издержек необходимо построить кривую маржинального дохода предприятия. Напомним, что в случаях, когда продажи не ограничены перенасыщением рынка, предприятие продает продукцию по постоянной цене, и в этом случае маржинальный доход также постоянен, так как он совпадает с ценой на дополнительную продукцию. В таком случае графическим изображением маржинального дохода будет прямая, параллельная оси абсцисс. Эту кривую называют также кривой спроса предприятия и обозначают литерой D, что означает спрос (demand). Конечной целью маржинального анализа является нахождение на графике точки, в которой маржинальные издержки равны маржинальному доходу. Объем производства, который соответствует этой точке, будет оптимальным, то есть наиболее прибыльным (или, если фирма терпит убытки, то в данной точке убытки будут минимальными). Тот же анализ можно провести в табличной форме, рассчитав данные таблицы, составленной по определенной форме. Рассмотрим процесс проведения табличного и графического анализа на примере. Пример 11.1. Известно, что фирма производит продукцию и реализует ее по цене 70 долл. за одну единицу. Постоянные издержки производства составляют 50 долл., а переменные изменяются в зависимости от объема производства следующим образом (табл.11.1). Требуется проанализировать деятельность фирмы с использованием маржинального анализа. Таблица 11.1
Динамика издержек производства
Решение. Рассчитаем следующие показатели: 1) валовой доход (TR) = цена n количества единиц произведенной продукции; 2) валовые издержки (TC) = валовые постоянные издержки (TFC) + валовые переменные издержки (TVC); 3) средние переменные издержки (AVC) = (валовые переменные издержки)/(количество единиц продукции); 4) средние валовые издержки (ATC) = (валовые издержки)/(количество единиц продукции); 5) маржинальные издержки (MC) = средние валовые издержки (ATC) каждой последующей единицы продукции - средние валовые издержки предыдущей единицы продукции; 6) валовая прибыль (TP - Total Profit) = валовой доход (TR) -валовые издержки (TC). Рассчитав все показатели, мы можем заполнить табл.11.2 следующим образом.
Таблица 11.2
Динамика издержек производства (в долл.)
По данным табл.11.2 фирма получит максимальную прибыль при объеме производства, равном 5, когда размер прибыли составит 20 долл. на единицу продукции. Однако графический анализ может установить более точную цифру объема, выраженную не в целых единицах, а в ее долях, и максимальная прибыль будет даже выше 20 долл. При построении экономических графиков, если иное специально не оговорено, по оси X обозначаются величины физические (объем производства в шт., кг, м. и пр.), а по оси Y - стоимостные показатели в денежных единицах. График, вычерченный по данным табл.11.1, выглядит следующим образом (рис.11.1).
Цена (в долл.) 100 ______________________________ MC 90 ______________________________
80 ______________________________ ATC 70 ______________________________ MR
60 ______________________________ AVC
50 ______________________________
40 ______________________________
0 1 2 3 4 5 6 Объем производства
Рис.11.1. Графическое представление результатов
|