Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3: Общая характеристика полномочий парламента
Роль и объем полномочий парламента зависит от условия государства. Обычно статус закреплен в Конституции, может приниматься закон о статусе парламента. Особенности работы парламента регулируются в специальных актах – парламентских регламентах – они содержат большое количество процессуальных норм. С точки зрения объемов и полномочий парламенты разделяются на три большие группы: · Парламенты с формально неограниченной компетенцией – парламент может все или парламент может многое (Великобритания и Япония); · Парламент с ограниченной компетенцией – парламент действует в рамках, определенных национальной конституцией (рационализированный парламентаризм) - Франция; · Парламент с относительно ограниченными полномочиями – парламент действует в системе разделения властей (США). Полномочия парламента: 1. Законодательные полномочия – только парламент может принимать законы; 2. Представительные полномочия – связаны с международным общением. Председатель парламента может вести переговоры и подписывать некоторые документы. Если государство поручает международный договор министру финансов, то требуется доверенность президента. В данном случае председателю парламента такая доверенность не нужна; 3. Финансовые полномочия; 4. Полномочия по обеспечению обороны страны – объем данных полномочий не велик, так как в реальности данным вопросом занимается Президент, как главнокомандующий, и правительство; 5. Организационно-контрольные полномочия парламента – связаны с сутью конституционализма. Они велики и имеют многовековую практику применения. Она значима в президентских и полупрезидентских республиках. В реализации контрольных полномочий главным образом заинтересовано парламентское большинство. Типичный пример Франция, 90-х годов 20 века. Парламентский контроль разнообразен и проявляется в следующих формах: a. Депутатский вопрос, задаваемый на заседания парламента устно, или депутатский запрос, выраженный документально. Они содержат обращение в компетентный орган для получения необходимой информации. Никто из парламентариев не может задавать мелкие и частные вопросы. Сущность вопроса должна быть значима; b. Право интерпелляции – особая разновидность депутатского запроса, вносимая группой депутатов по особо значимому вопросу. Депутатский запрос обычно вносится одним депутатом. Интерпелляция сопровождается дебатами, её результатом может быть увольнение какого-либо чиновника, нескольких чиновников; c. Парламентское расследование – создается специальная комиссия или комитет; d. Отчет правительства и органов исполнительной власти и иных органов, подведомственных парламенту, о проделанной работе; e. Выражение недоверия правительству или отказ от правительства. Могут проводиться заседания, на которых депутаты доказывают неэффективность работы правительства. Правительство может быть распущено. Содержание парламентских полномочий, их соотношение между собой неодинаково, и зависит от специфики государства. Наиболее широкий объем полномочий парламента в Великобритании, Канаде. Японии в последнее время. В государствах с парламентскими формами правления существуют следующие основания роспуска парламента – недоверие правительству, отказ последнему в доверии, неспособность формировать правительство, непринятие государственного бюджета.
|