Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие полихромии и архитектурной формы
Характер формы архитектуры в какой-то мере предопределяет развитие полихромии. Стабильная, регулярная форма тяготеет к полихромии упорядоченной, но относительно монотонной. Динамическая форма стремится к неупорядоченной полихромии, разнообразной и живописной. На формирование полихромии значительно влияют монолитность и разряженность формы. Монолитные формы предполагают монохромию или полихромию, но низкой активности. Формы средней расчлененности предполагают использование наиболее активной полихромии. А формы, значительно расчлененные, как бы растворяющиеся в пространстве, снова предполагают низкую активность полихромии. С другой стороны, рассматривая отдельную форму с точки зрения баланса пластических и колористических средств, надо учитывать следующее обстоятельство. Богатая пластика снимает активное цветовое вмешательство, а скупая пластическая разработка делает его актуальным. Но мера баланса пластических и колористических средств может быть разной. Так, например, в произведениях стиля барокко присутствует эмоционально выразительное соседство напряженных сложных изломов пластики фасадов и активных цветовых контрастов. Хотя цвет здесь в целом подчиняется пластике, выявляет ее. Диапазон взаимодействия полихромии и архитектурной формы располагается между двумя полюсами. На одном из них – взаимодействие на основе принципа «сочетания по аналогии», на другом – взаимодействие на основе принципа «сочетания по противопоставлению», т.е. явление нюанса и контраста. Использование цвета на принципе «сочетания по аналогии» заключается в выявлении того, что недостаточно представлено в архитектурной форме другими средствами, или в механическом усилении некоторых качеств формы. Цвет здесь играет второстепенную роль, лишь подчеркивает композиционный замысел, созревший без цвета. Поэтому принцип «сочетания по аналогии» предполагает тавтологическое использование цвета, отвергая его в качестве важного композиционного средства в создании художественной архитектурной формы. Принцип «сочетания на контрасте», в котором заложено противопоставление структуры формы и цвета, дает возможность развивать в архитектурной форме пространственность, динамику, решать различные композиционные задачи. Принцип контраста позволяет полихромии преодолевать жесткую статику структурных членений формы, сообщать ей зрительную динамику. В этом случае архитектура живо воспринимает влияние полихромии природного окружения, социально-культурных процессов, т.е. оперативно реагирует на изменение контекста окружающей среды. Принцип «сочетания на контрасте» известен с древних времен. Цветной рисунок, контрастирующий с тектоническим строем поверхности, находим на фасадах памятников Средней Азии, мозаичных мраморных соборах Италии эпохи Возрождения, в действии витражей готических соборов.
|