Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цветовая символика
Необходимо отличать понятие цвета как выражение эмоционального состояния от понятия цвета-символа. Воздействие цвета на человека тесно связано с эмоциями. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Цветовые ассоциации порождают символы. Во-первых, самые простые символы возникли в результате непосредственного действия цвета на человека. Если говорить о глубинной символике, которая основывается на неизменных объективных свойствах природы и человека, то символизм цвета достаточно стабилен. Красный цвет – огонь, кровь; желтый – солнце и свет; зеленый – трава, лес; синий – море, небо. Объективные ассоциации имели в своей основе обыденный опыт человека. Передаваясь генетически из поколения в поколение, они за тысячелетия приобрели форму архетипов. Потому оранжево-желтые цвета связаны у нас с солнцем, теплом и энергией; сине-голубые – с морем, небом, покоем. Во-вторых, на возникновение цветовых ассоциаций действует и личный опыт цветового воздействия. Этот опыт порождает определенные впечатления и эмоции, которые у людей могут в чем-то различаться. Потому и содержание цветовых символов может быть несколько разным, хотя ядро символики остается неизменным. В-третьих, эмоциональный характер воздействия цвета в определенной степени определяется конкретной социальной, национальной, культурной и исторической средой. Символическое значение одного и того же цвета в разных культурах может быть разным. На Востоке белый цвет – траур, а у нас – черный цвет. Здесь надо уточнить, что существенное отличие, например, мусульманского учения от христианского о свете состоит в том, что темнота не является негативной. Черный цвет символизирует восхождение к божеству. На Руси белый цвет наряда невесты – цвет веры и чистоты. А в Индии свадебный цвет, цвет наряда невесты – красный. Если рассмотреть русский народный костюм XIX в. на предмет использования цветовой символики, то можно найти, что в символике белого цвета присутствуют не только чистота, вера, но и милосердие, а также печаль. Например, в Рязанской губернии до трех лет после смерти родных крестьянки обязательно носили белые фартуки. В траурной одежде белый цвет означал отказ от всех цветов, символизирующих чувственную прелесть и эстетическое богатство жизни. Эволюция красного цвета в истории культуры представляет особый интерес. Несмотря на общечеловеческие основы символики красного цвета, его значение менялось для представителей различных культур. История значений цвета уходит в историю человечества. В Древнем Египте он ассоциировался с божествами, с землей и солнцем. В других странах он связывался со сторонами света, например, в Китае – с югом, в Монголии – с западом. У древних греков красный цвет был цветом бога Диониса и, по свидетельству Плиния, являлся основным в живописи и архитектуре. Красный цвет любили в Вавилоне, Ассирии, Персии. Финикийцы открыли пурпур, ставший излюбленным у императоров Рима. Многие византийские церкви были окрашены насыщенным красным цветом. В эпоху Ренессанса красный цвет ассоциировался с понятиями отрицательного характера – яростью, жестокостью, местью, связывался с кровавыми столкновениями. В древнерусской символике красный цвет – красота, сила, власть. Еще недавно красный цвет был символом революционных изменений.
|