Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Барокко
Искусство барокко представило нам стиль динамичный, декоративный, эмоциональный. Архитектура активно взаимодействует с пространством. Здания имеют живописные фасады с глубоко выступающими скульптурными элементами, которые являют нам проникновение массы здания в пространство. Барокко создавало зрелище как таковое, которое воздействовало своими эффектами на эмоции. Эффекты строились на чередовании выпуклых и вогнутых линий и плоскостей, на нагнетании напряжения, создания богатой игры светотени, цветовых контрастов, активном использовании, как пластики, так и цвета. В отличие от европейской архитектуры, где полихромия зарождалась в интерьере, а затем постепенно выходила в городскую среду, русская архитектура XVII в. в массе храмовых построек – архитектура «наружная». Красноречие силуэта и игра наружных поверхностей свойственны формам нарышкинской архитектуры, под которой подразумевается массив русской, особенно московской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. Например: церковь Покрова в Филях, церковь Знамения в Дубровицах, колокольня Новодевичьего монастыря, палаты Троекурова в Москве (см. с. 111). В русской архитектуре этого времени возрождаются древние традиции использования мотивов деревянного зодчества, увлечение пышной пластической узорностью и цветовой пестротой. Намечается сближение со стилистической эволюцией архитектуры западных стран. Носителями западных влияний стали приглашенные для работы мастера из Италии, Голландии, Германии и других стран. Памятники нарышкинской архитектуры, несмотря на освоение ими декоративных европейских мотивов, представляют собой чисто русское явление. В XVIII в. русские архитекторы во главе с Ф.Б. Растрелли, С.И. Чевакинским, Д.В. Ухтомским подняли русскую архитектуру до мирового уровня, создав русский вариант барокко. На творчестве Растрелли отразилось влияние московской архитектуры и русских художественных традиций: богатство декоративных мотивов, расцветка стен, их пластическая динамика. Одно из выдающихся произведений Растрелли – Зимний дворец в Петербурге. Исследователи считают, что в середине XVII в. дворец был окрашен золотисто-желтой охрой с выделением белых ордерных деталей. Некоторые из них, возможно, были бронзированы. Это цветовое сочетание дополнялось голубой кровлей. Можно представить себе впечатление, производимое царским дворцом в условиях мягкого рассеянного света петербургского неба. Важен факт использования зодчим для царского дворца полихромии, имеющей народные корни. Многоцветие – органическая особенность древнерусского народного искусства – приобретает невиданный масштаб и становится одним из важнейших стилевых признаков архитектуры русского барокко. На насыщенном зеленом, бирюзовом, голубом или синем фоне четко выделяются разнообразные рельефные криволинейные формы, выдержанные в основном в белом цвете. Обильное применение позолоты создает контраст с цветным полем стены, вызывая ощущения изысканности и богатства. Внушительные вертикали храмов и колоколен, массивные объемы дворцов русского барокко явились средством воздействия новых цветовых гармоний на обширное пространство города.
|