Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеи полихромии второй половины XX в.
Вторая мировая война нанесла большой урон городам Западной Европы, еще больше пострадала европейская часть нашей страны. В эпоху восстановления городов преобладала полихромия естественных стройматериалов. В 70-е гг. положение улучшается, колористика становится обязательной темой застройки городов Западной Европы. Вот интересный пример поиска органичной связи архитектуры с природной средой – это жилой район Парижа «Стержни Дефанса», построенный под руководством архитектора Э. Айо (колорист Ф. Риети). Дома-башни неправильной цилиндрической формы, возвышаясь на холмистом основании, создают пространство удивительных впечатлений. На бетонных поверхностях башен расположены крупные текучие массы цвета, на фоне которых разбросаны окна. Эти пятна голубых, серовато-серебристых, синих, зеленых, коричневых, охристых цветов связываются с окружающими цветами природной среды. Облачное небо невольно совмещается с пятнами на зданиях. Цвет облицовки фасадов глазурованной плиткой меняется в зависимости от угла зрения и естественного освещения. Полихромия вовсе не выявляет форму зданий, а видоизменяет ее. Контраст цвета и формы зданий создает смысловую и эстетическую цельность (см. с. 116). Сложнее проходил процесс участия колористических решений в новостройках нашей страны. Появлялись целые микрорайоны типовых панельных зданий, общий колорит которых был серо-белым. Попытки использования цвета связывались с представлениями о тектоническом элементе – лоджии, балконы, панели. Однако ориентация на эти мелкие цветовые модули ограничивала возможности выявления тектоники и, тем более, цветовой организации крупных объемов и обширных пространств (Виноградов Я.П., 1983). Для решения значительных общественных объектов привлекали декоративно-монументальное искусство. Были попытки украшать торцы типовых зданий суперграфикой. Но все это не принесло желаемых результатов. Однообразия новых районов этим не преодолеть. А если и появлялась полихромия, то выглядела она вялой – малонасыщенной и светлой. Отчасти, может быть и потому, что издревле слово «белокаменная» служило символом красоты русского города. Укрупнение размеров городских пространств, их структурность и взаимосвязанность вызывали необходимость пересмотра бытовавших ранее приемов цветовых решений отдельных зданий. Требовался научно-обоснованный подход к формированию колористики ансамбля и целого города. В 70 – 80 гг. в Центральном научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры, а далее в лаборатории архитектурной колористики ВНИИТАГ проведены исследовательские и проектные работы по созданию концепции колористики города, методики ее проектирования. Активным участником этих исследований являлся А.В. Ефимов, который в своих публикациях привел примеры ряда работ по колористике города (Ефимов А.В., 1990). Он наглядно представил колористические решения реконструкции заповедной зоны Москвы – Старого Арбата, северной части Замоскворечья и других районов Москвы, а также – г. Ярославля, г. Горького, г. Иркутска, г. Сургута, г. Ялты и др. На основе анализа и обобщения мирового опыта была предложена концепция колористики города, синтезирующая многообразие существующих подходов. Она стала теоретической основой методики формирования колористики города. Работы, выполненные на ее основе, подтвердили ее жизнеспособность. Сегодня в нашей стране есть общественная потребность в применении колористики, есть методика, вырос ассортимент колористических средств, как отделочных материалов, так и красок, достаточно долговечных, появился инструментарий цветного освещения. Время создавать для человека здоровую, эмоциональную, комфортную городскую среду.
|