Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция колористики города
У колористики города есть функции: утилитарная и художественно-образная. Утилитарная функция обеспечивает ориентацию в пространстве города, создает условия для психофизиологического комфорта среды и имеет психофизиологическое направленное воздействие. Психофизиологический комфорт зависит от количественных и качественных характеристик цветовых отношений поверхностей и их пространственного расположения. Психофизиологическое воздействие – целенаправленное использование цветовых отношений как возбуждающего, тонизирующего или успокаивающего средства. Художественно-образная функция колористики состоит в том, чтобы вызвать эстетические переживания, выявляющие художественные образы среды. Колористика города обусловливается четырьмя факторами: природно-климатическими условиями, структурой города, исторической архитектурной полихромией и цветовой культурой общества. Необходимо рассматривать эти факторы в совокупности как целостность, вызывающую колористику определенного вида и динамичности. Из всех факторов наиболее нестабильный – фактор цветовой культуры, зависящий от социально-культурной ситуации, которая постоянно претерпевает изменения. Воздействие различных по своей изменяемости факторов сказывается на динамике колористики. Цветовая среда города, в свою очередь, воздействует на окружение: снижает или повышает ценность природной полихромии, нейтрализует или активизирует социально-культурные процессы, зрительно затушевывает или выявляет материально-пространственную основу города, тормозит процесс художественного освоения городского пространства или способствует ему. Колористика фиксируется тремя данными: хроматическим содержанием – цветовой палитрой, структурой – конструкцией цветовых масс и их связями, динамикой – мерой подвижности хроматического содержания структуры в пространстве и времени. Цветовая палитра зависит от цветов природного окружения, цветов объектов, составляющих городскую среду, цветовой культуры жителей. Эта палитра, содержащая множество цветовых элементов, имеет доминирующие цвета, которые создают общий колорит цветовой среды. В палитру также входят и акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов. Конструкция цветовых масс города зависит от функционально-пространственной структуры города: расположения центра, общественных и промышленных зон, их форм и функциональной наполненности. Есть зависимость колористики города или его зон от ее принадлежности исторической или современной архитектуре. Динамика колористики связана с подвижностью природной полихромии, изменениями городской среды, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия. Динамика колористики характеризуется цикличностью. Существуют сезонные и суточные естественные циклы временнό й динамики колористики. Кроме временнό й, имеет место пространственная динамика, предполагающая изменение полихромии при восприятии в движении. Композиционная роль колористики города основана на фундаментальных закономерностях взаимодействия формы и цвета, но обусловлена относительной независимостью полихромии от структуры градостроительных объемов. На различных уровнях колористика обладает разной степенью самостоятельности. Колористика города в целом тяготеет к выявлению его структуры, а на уровне полихромии отдельного здания возможны значительные контрасты геометрии формы и цвета. Колористика города имеет свои специфические черты. Пестрота или монотонность раздражают человека как полярные состояния цветовой среды. Достижение высокого эффекта колористики меньшим числом цветовых средств – профессиональная задача колориста. Колористика более динамична, чем структура несущей формы. Поэтому колористика в определенной степени способна побудить градостроительную форму к преобразованию.
|