Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование колористики архитектуры






 

Формирование колористики обусловлено комплексом факторов.

Колористику архитектуры необходимо рассматривать как специальный объект архитектурного проектирования. Для ознакомления с этим видом проектирования среды предлагается краткий план этапов проектирования, с обозначением целей и предполагаемых итогов этих этапов.

ПЕРВЫЙ этап. Цель работы – изучение региональных особенностей местности, основы колористической среды.

1. Анализ климатических условий. Объекты исследования: атмосфера, световой климат, температурно-влажностный режим. Данные представляются в виде таблиц, диаграмм.

2. Анализ цветовой палитры, структуры и динамики полихромии природного окружения. Объекты исследования: земля, растительность, водные поверхности, небосвод. Результат анализа – палитры объектов в годовой динамике.

3. Анализ местной цветовой культуры, цветовых предпочтений. Объекты исследования: историческая и современная архитектура, дизайн, объекты декоративно-прикладного искусства, скульптура, живопись, предметы быта, мнения жителей. Результат анализа – палитры предпочитаемых цветовых отношений, основных и фоновых цветов, а также акцентных цветов (см. с. 94, 95, 96).

ВТОРОЙ этап. Цель работы – разработка генеральной схемы колористики города.

1. Анализ эволюции цветовой среды.

2. Анализ пространственной организации среды.

3. Выявление концепции типа колористики города.

4. Поиск палитры колористики города с тремя областями: основных цветов, вспомогательных и акцентных.

Результат работы – концептуальная схема колористики городской среды.

ТРЕТИЙ этап. Цель работы – разработка детального цветового решения объекта архитектуры.

1. Крупноплановое цветовое решение одной из частей города. Основная задача – разработка пространственного зонирования фрагмента города, художественно-образного содержания колорита.

2. Детальное цветовое решение объекта. Основная задача – окончательное проектирование колористики отдельного объекта. Результат работы – композиционное решение полихромии отдельного объекта; уточнение палитры и структуры полихромии, выбор материалов, исполнение паспортов покраски и отделки фасадов здания и их деталей, решение полихромии объектов дизайна.

 

4.3. Условия формирования полихромии

отдельных объектов

 

Учет и анализ условий формирования полихромии необходим для поиска композиционного решения полихромии конкретного объекта.

Необходимо рассмотреть ряд следующих условий:

1. Концептуальная схема колористики части городской среды.

2. Функциональное назначение объекта.

3. Основные свойства формы объекта.

4. Расположение объекта в конкретном пространстве.

5. Освещенность объекта.

6. Художественно-образное содержание полихромии.

7. Современные технологии.

 

Концептуальная схема колористики части городской среды, в которой расположен конкретный объект архитектуры

В этой схеме заложены результаты анализа климатических условий, природного окружения, местной цветовой культуры. Также в ней присутствуют и результаты анализа функционально-пространственной организации среды, основные направления художественно-образного содержания. Представляются эти данные с помощью палитры, еще достаточно широкой, и ее структуры. В дальнейшей работе эти характеристики уточняются.

Функциональное назначение объекта,

его функциональная наполненность

Построение полихромии объекта во многом зависит от функциональных процессов, протекающих в данном объекте или с его помощью в данной зоне среды. Здесь важна и интенсивность протекания этих процессов.

Основные свойства формы объекта.

Основные свойства формы объекта: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, цвет, фактура, светотень.

Цвет, обладая определенной самостоятельностью относительно других свойств формы, может визуально изменять действие этих свойств. Например, излишне крупный объем здания расчленить цветом на части, более сомасштабные с восприятием человека. Или статичному объему придать динамичный характер, гармонично связав его с динамикой окружающей природы. Также можно повлиять и на визуальное изменение очертаний геометрического вида формы здания и т.д. Хотя можно, если необходимо, выявить выразительней существующую форму.

Расположение объекта в пространстве.

Здесь важен анализ конкретных пространственных условий. Определение основных точек восприятия и ракурсов. Выясняются для восприятия зоны фасадов по высоте, выделяются существенные. В исторических районах городов ширина улиц, подчас, 22 – 25 м. В таких условиях поле зрения человека, идущего по улице, охватывает, в основном, два нижних этажа. Верхние этажи достаточно безразличны для восприятия.

В микрорайонах многоэтажных зданий другое распределение зон восприятия по высоте. С ростом расстояния от зрителя до многоэтажных зданий, как и с увеличением скорости восприятия при передвижении в транспорте, предлагается использовать активную полихромию в верхних зонах зданий, оправдано и укрупнение масштаба деталей. Предлагается зонирование композиции полихромии, учитывающей до пяти фасадных зон по высоте (Волкова Н.Ю., 2009). В нижнем ярусе выделяется еще зона тактильной досягаемости, а наряду с активным верхним ярусом присутствует зона влияния и зона безразличия.

Хотя расположение этих зон – не догма и в какой-то мере зависит и от композиционно-художественных идей. Также важен ритм ракурсных видов полихромии фасада, их взаимосвязь с окружающей средой. В частности, необходим анализ взаимодействия фасадов с природными объектами, которые имеют естественные суточные и сезонные ритмы изменения цвета.

Цветовое зонирование, как уже отмечалось, учитывает восприятие в движении. Изменение восприятия полихромии имеет дистанционные пределы, за которыми у пешехода или пассажира транспорта возникает впечатление монотонности. Поэтому учитывается явление пешеходного и транспортного ритма.

Освещенность объекта

Световой поток может быть прямым, но и отраженным от плоскостей объектов, расположенных рядом. К тому же появляется все больше зданий сплошь остекленных. Наряду с характером освещенности присутствует и затемненность от зданий и природных объектов. Учитываются временные ритмы затемнения. Неправомерно, например, окрашивать плоскость фасада, используя один тон. Необходимо использовать градации цвета по теплу-холодности и светлоте.

Фасады, расположенные относительно сторон стран света, нуждаются, конечно, в выборе определенных контрастов элементов полихромии.

В решении полихромии фасадов при плотной городской застройке необходим учет влияния цвета фасадов на уровень естественной освещенности помещений противостоящих зданий (Волкова Н.Ю., 2009).

Освещение городского объекта в вечернее время, включая источники цветного света, – необходимая часть проекта.

Художественно-образное содержание полихромии.

В выработке композиционного решения полихромии здания цветовые ассоциации, соотнесенные со смыслом объекта, занимают определенное место. Они участвуют в создании выразительного эмоционального образа.

Современные технологии поиска колористических решений.

Для визуализации архитектурно-дизайнерских проектов существуют компьютерные программы (AutoCAD, ArchiCAD, 3dMax, Adobe PhotoShop и др.). Есть и программы, разработанные специально для обучения колористике, например, цифровые палитры NCS (см. с. 87, прил. 1; с. 92). Скандинавским институтом цвета разработаны цветовые цифровые палитры NCS Digital paletts для компьютерных программ, которые просты в использовании и помогают работать с цветом точно и оперативно.

NCS Palette 2.1 – Creative может использоваться в программах Corel Draw, Corel Photo-Paint, Freehand, Photoshop, Photoshop Elements.

NCS Palette 2.2 используется для программы AutoCAD.

4.4. Историческая полихромия

и современная архитектурная колористика

 

Изменения, которые претерпевает архитектурная полихромия, зависят и от ее принадлежности к исторической или современной архитектуре. Историческая архитектурная полихромия, сталкиваясь с влиянием новых социальных процессов, современной цветовой культурой, остается, в основном, стабильной. Современная архитектура находится под влиянием современной, пространственной, динамичной архитектурной формы, что обуславливает динамику этой полихромии. В свою очередь, полихромия историческая заставляет современного архитектора поддерживать традиции или оспаривать их, решая полихромию новой застройки.

Один из важных вопросов при реконструкции полихромии исторических районов города – цветовое звучание отдельных историко-архитектурных памятников. Исторически достоверная полихромия отдельного памятника может стать опорой его цветовой реставрации. Однако категоричное распространение этих данных на обширный участок городской застройки не всегда уместно. Первоначальный цвет памятника учитывал условия городской среды времени его постройки. Затем цвет менялся, реагируя на влияние меняющегося окружения.

При реконструкции памятника необходимо исходить из цветового контекста конкретной городской среды. Приоритетом в использовании документальной полихромии является эстетическая ценность целого. Здесь учитываются размеры фасадов, степень их пластичности, а также угол зрения, под которым рассматриваются объекты. При этом важен выбор материалов, приемлемых технологий нанесения цвета в условиях агрессивной атмосферы города.

 

В Петербурге архитектура различных стилей в своей цветовой реконструкции требует тонкого профессионального подхода. Необходимо учитывать специфику архитектурной полихромии города, ее эволюцию и современную цветовую культуру, строительные возможности. При этом важен учет целостности цветовой среды центра города.

Проектирование полихромии центра Петербурга ведется с ориентацией на устоявшиеся цветовые и стилистические сочетания. Для архитектуры начала XVIII в. – красные, терракотовые, насыщенные желтые цвета с белым. Для барокко середины XVIII в. – голубые или зеленые цвета с белым и золотым. Для раннего классицизма – оттенки желто-палевых, зеленых, серых с белым. Для зрелого классицизма – светло-желтые, светло-серые и белые цвета. Для модерна – различные оттенки серого, фиолетоватого, коричневатого. Для эклектики – разнообразный набор цветов.

Выбор окончательного решения является творческим компромиссом между противоречивыми требованиями. Например, при цветовой реконструкции Зимнего дворца был выбран вариант полихромии, не соответствующий ни одной из исторических окрасок здания, что отразило современные цвето-стилистические представления. А учитывалась цветовая гармония ансамбля Дворцовой площади, основанная на контрасте барокко – Зимний дворец и классицизма – Главный штаб, Адмиралтейство (см. с. 111, 112).

Проектирование развития полихромии города необходимо вести на основе цветовой схемы, составной части генплана.

Другой важный вопрос – полихромия новой архитектуры, которая контактирует с исторической. Новая архитектура, соприкасаясь со сложившимся цветовым контекстом старого города, может вписаться в существующий цветовой контекст. Это принцип нюанса. А принцип контраста открывает путь оригинальным решениям, в которых достоинства старого и современного могут усиливаться, что способно создать качественно новую архитектурно-художественную целостность.

С ускорением темпов урбанизации возникает проблема равновесия уровней жизни в исторических центрах городов и новых жилых районах. Этот уровень определяется не только функциональным комфортом, но и эстетикой городской среды. Полихромия рассматривается как неотъемлемая часть и инструмент создания гармоничного окружения. Колорист вносит весомый вклад в проектирование предметно-пространственной среды, визуальный уровень которой является своего рода эмоциональной инфраструктурой. К выбору приемов решения необходим творческий подход.

 

4.5. Колористика – художественное средство архитектуры

Искусства архитектуры, живописи, скульптуры могут сосуществовать обособленно, как, например, существует станковое искусство живописи. Но, являясь искусствами пространственными, они могут жить во взаимодействии, пытаясь создать окружающую нас среду – более наполненной смыслом и эмоциями.

Укрупнение современного городского пространства предъявляет определенные требования к существующим в нем объектам искусства живописи, скульптуры, дизайна. Увеличение размеров произведений живописи и скульптуры, чтобы вывести их на один масштабный уровень с архитектурным окружением имеет пределы, за рамками которых гипертрофированная форма приобретает нежелательное звучание.

Привнесение живописи в архитектуру происходит на разных уровнях. Могут быть произведения живописи, ограниченные в размерах, по признаку масштабности работать в пределах уровня отдельного здания. А на уровне городской среды работает цвет самой архитектуры – колористика.

Качества скульптуры также используются соответственно уровню масштабности. Скульптура традиционная, фабульная не в состоянии полноценно войти в среду на градостроительном уровне. Здесь можно говорить лишь о пластике. Причем, это пластические особенности не только самих зданий и сооружений, но и их архитектурных деталей, малых форм архитектуры, городского дизайна, элементов природного окружения.

Колористика и пластика могут органично сочетаться с архитектурой, создавая одно целое – цвето-пространственную форму.

Отличие колористики от живописи заключается в том, что она, кроме градостроительного уровня, может работать и на уровнях ниже – в пределах архитектурного комплекса или отдельного здания. Если рассматривать колористику как «градостроительную живопись», то в этом случае язык ее будет сложнее и утонченнее. Масштаб отдельного здания требует от колориста более детализированного подхода в решении, чем масштаб части городской среды.

Необходимо учитывать вид фасадов с основных точек обозрения, а также восприятие в ритме движения пешехода и транспорта.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал