![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы экспертных оценок.
МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК – метод опроса в форме интервью. Этот метод предполагает беседу эксперта со специалистом по форме «вопрос-ответ». Достоинства этого метода заключаются в его простоте, удобстве, дешевизне. Недостатки метода: Некомпетентность специалиста Психологическое воздействие интервьюера на специалиста. ГРУППА АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ- метод гирлянд и ассоциаций. Сущность этого метода заключается в том, что признаки случайных объектов, а также их элементов, генерируемых по этим признакам (гирлянды ассоциаций), переносятся на исследуемый объект. Его синонимы и их сочетания с последующим анализом, развитием полученных комбинаций и отбором наиболее рациональных решений. Методика проведения: 1.Определяется цель исследования – объект анализа. Например, разработать оригинальную модель авторучки. 2. По специальному каталогу или еще каким-либо другим способом выбирают случайные объекты (не более 5). Воздух Дом Цветок Дорога. 3.для каждого случайного объекта составляют качественную характеристику (т.е. подбирают список признаков). Воздух – чистый, прозрачный, холодный, подвижный. Дом – уютный, большой, родной, деревянный, кирпичный. Цветок – красивый, ароматный, маленький, комнатный, разноцветный, праздничный. Дорога – длинная, асфальтовая, ухабистая, пыльная, степная, городская. Это гирлянда ассоциаций. 4.Признаки присоединяются к анализируемому объекту, и получаемые сочетания вызывают генерацию идей. 5. Некоторые сочетания вызывают определенные ассоциации и предложения по созданию новой модели (авторучки). 6. Отобранные идеи анализируют и выносят решение о путях разработки новых моделей, а также различные предложения по обновлению ассортимента выпускаемой продукции. Достоинства метода: простота, доступность, низкие затраты. Недостатки: необходимость повторного применения, применим для узкого круга несложных задач. Метод морфологического анализа. Целью метода является поиск решения на базе множества вариантов решений с учетом морфологии (строения) объекта. Проблема изучается с общей точки зрения для выявления всех возможных решений путем перебора всех возможностей в пределах полученной абстрактной структуры. Среди полученных отбираются наиболее оптимальные решения. Алгоритм метода морфологического анализа: 1.Формулируется проблема. 2. Определяется перечень всех основных морфологических свойств объекта. Признаки объекта должны удовлетворять следующим условиям: - быть существенными; - независимыми друг от друга; - полностью охватывать проблему; - количество признаков должно быть оправдано. 3. Составляется морфологическая матрица, в которой вместе с признаками указываются все возможные решения. 4.Анализируются полученные решения, после чего выбирается оптимальное. Например, требуется разработать новую модель автомобиля, которая успешно бы конкурировала на внутреннем и внешнем рынке и имела не слишком высокую себестоимость. 1.разработка новой модели автомобиля. 2.определение признаков: -тип двигателя; -тип кузова; -тип тормозной системы; -тип топлива. 3.составление матрицы.
4.анализ и отбор оптимального решения.
МЕТОД КОЛЛЕКТИВНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. Существует огромное число модификаций методов коллективных экспертных оценок. Наиболее популярными являются: -метод «круглого стола»; -метод «мозговой атаки»; -метод Дельфи. МЕТОД «КРУГЛОГО СТОЛА» заключается в том, что специальная комиссия обсуждает проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Для повышения качества результата в состав группы включаются эксперты из смежных областей знаний. Не рекомендуется в состав групп включать лиц, имеющих подчиненность в служебных вопросах, а также лиц, имеющих непререкаемый авторитет. Обсуждение проблемы протекает в форме дискуссии. Недостаток метода- решения получают компромиссным путем. МЕТОД «МОЗГОВОЙ АТАКИ» возник в 50 годы 20 века в США и получил широкое распространение в США, Японии, СССР. Автор- американец Осборн. Метод отличается лавинообразностью выдвижения идей. Цель метода- обеспечение творческой активности, душевного подъема и максимальной концентрации внимания членов группы по заданной проблеме. Метод состоит из 2-х этапов: генерация идей; оценка идей. Существует несколько разновидностей метода: -метод обратного «мозгового штурма» (США); -метод массового «мозгового штурма» (США Филипс) -метод двойного «мозгового штурма» (СССР) -метод конференции идей (Германия). Основные правила метода «мозгового штурма»: 1.отрицательная критика идей не допускается; 2.приветствуется оригинальность идей, их количество; 3.оценка предложений производится позднее в аналитической группе с рассмотрением всех идей; 4.производится комбинация идей и их усовершенствование. Методика проведения: 1.Подготовительный этап. Ведущий выбирает проблему, которую разбивает для упрощения понимания на подгруппы. Затем готовит ряд вопросов и гибкий план перехода между вопросами, а также 8-10 идей по данной проблеме. 2. Этап генерации идей. Ведущий доводит до группы генераторов идей проблему, следит за активностью генерации идей. Идеи фиксируются в протоколе, который передается группе анализа. 3. Этап оценки идей. Ведущий следит за анализом идей группой аналитиков. По окончанию каждого этапа анализа составляется отчет об анализе идей и заключение о необходимости повторной генерации идей. Достоинства метода: простота, доступность, привлекательность для специалистов в связи с учетом их мнений. Недостатки: отсутствие гарантии получения оптимального решения. МЕТОД ДЕЛЬФИ – является самым распространенным. Он был разработан в 1964 г. корпорацией Рено корпорейшен. Цель метода- разработка программы последовательных индивидуальных опросов….. Особенности метода Дельфи: Полная заочность и анонимность опроса экспертов; Проведение опроса в несколько туров; Наличие обратной связи; Использование статистических методов обработки результатов опроса. Методика проведения: 1.Экспертам рассылаются анкеты, в которых формируется проблема, а также содержится инструктаж о порядке проведения опроса, перечень вопросов, требующих чаще всего четких количественных ответов. Ответы не подписываются и отсылаются по почте или другим способом. Организаторы опроса обрабатывают эти анкеты, определяют групповые оценки, которые используют в последующем анализе. Опрос проводится в несколько туров: 1.В первом туре допускаются в анкете любые ответы, далее одинаковые суждения объединяются и включаются в следующую анкету. 2.Во втором туре члены экспертной группы оценивают не только оставленные в анкете суждения, но и даты осуществления событий. По данным этого тура подготавливается статистическая сводка. 3. В третьем туре члены экспертной группы получают статистический отчет, на основе которого делают обзор всех мнений и высказывают новые суждения, если они есть. 4. Четвертый тур аналогичен второму туру. Достоинства метода: простота, удобство, анонимность. Недостатки: длительное время исследования. ГРУППА ФАКТОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. В отличие от методов экспертных оценок, где экспертиза осуществляется на основе опыта, интуиции и других личностных качеств эксперта, формализованные (фактографические) методы исследуют проблему с помощью составления модели. Эти методы применяются там, где возможны формализация связи между основными показателями. Различают логические методы и математические.
|