Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Понятие государственного регулированияСтр 1 из 11Следующая ⇒
Государственное регулирование экономики = ГРЭ. В странах с развитыми формами рыночных отношений не существует свободы рынка. Правительства этих стран осознают, что необходимо учитывать весь спектр реально действующих факторов, которые вынуждают в большей или меньшей степени ограничивать свободу поведения субъектов экономических отношений. Теория ГРЭ, обосновывающая необходимость государственного вмешательства необходимостью исправления и предотвращения фиаско рынка (т.е. негативного проявления рыночного механизма), подвергается критике, потому что она в большей степени представляет собой, что государство должно делать, нежели чем теорию о том, что государство реально делает. Нормативная экономическая теория изучает законы рынка (что должно быть в идеале). Дескриптивная экономическая теория разбирает реально сложившуюся ситуацию.
Многие государственные действия вместо того, чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению неэффективности и неравенства на тех рынках, которые бы прекрасно функционировали без государственного вмешательства. Кроме того, может проявиться действие закона непредвиденных последствий – это тенденция, согласно которой попытка правительства что-то изменить даёт иные результаты, чем те, на которые рассчитывали её проводники. Это связано с тем, что присутствующий при формировании экономической политики элемент поиска экономической выгоды предполагает существование тенденций, согласно которым государственные действия не столько устраняют, сколько приводят к экономической неэффективности, т.е. к фиаско Правительства. Государство всегда выбирает между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Наличие фиаско Правительства говорит о том, что государство, также как и рынок, институт несовершенный, и, принимая решение о том, будет та или иная функция лучше выполнена государством или рынком, необходимо сопоставлять возможность фиаско Правительства с возможностью фиаско рынка. Т.о. мы должны оценить риски государственного вмешательства/невмешательства.
ГРЭ – это целенаправленная деятельность, предпринятая государством с макроэкономических позиций, т.е. с точки зрения возможности участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающие эффективное формирование рыночных отношений. (Это определение с точки зрения макроэкономического подхода). ГРЭ – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям, включающая комплекс разнообразных и взаимосвязанных экономических регуляторов. (Это определение дано с точки зрения процесса осуществления ГРЭ).
Для характеристики ГРЭ выделяют 3 его стороны: 1) социально-экономическая → позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы, а также на результаты хозяйственной деятельности. Данная сторона ГРЭ отражает единство технико-экономических и социально-экономических отношений. Отвечает на вопрос, кто собственник ресурсов, из которых будет произведена продукция. Кто собственник результатов деятельности. В СССР собственником всех ресурсов было государство. Оно же устанавливало стоимость ресурсов. Данная сторона даёт понять возможности государства; определяет возможности, что можем. 2) организационная → проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она представляет собой систему органов управления, постановку для них задач и распределения функций. (Это, по сути, система государственного управления и система МСУ). Отвечает на вопрос, как мы можем сделать. 3) методологическая → характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент, обеспечивающий выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. Данная сторона определяет наш инструментарий: что мы можем использовать при наших возможностях и органах управления. Конституция РФ – социальный контракт. Она разграничивает и делегирует права и обязанности. Мы отдали часть своих прав, получили обязанности. Т.о. дали государству право на насилие. Государство – особый экономический институт.
Государство в ряде случаев рассматривается как особая организация, возникающая на основе делегирования гражданами части своих прав государству. Обычно распределение прав между гражданами и государством фиксируется в Конституции, играющей роль социального контракта. Добровольный отказ от части своих естественных прав и передача их государству связывается гражданами с уверенностью, что государство успешнее их справится с реализацией ряда функций. В результате государство – это особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в ряде сфер. В этих сферах государство получает легитимное, т.е. основанное на социальном контракте, право на принуждение и насилие.
Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт (ВНП),
|