Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Государственный сектор в экономике






Государственный сектор выполняет двойственную роль: является одновременно объектом и инструментом государства.

Объект: государство влияет своими действиями на государственный сектор.

Инструмент: с его помощью государство оказывает влияние на состояние национальной экономики.

 

Существование государственного сектора обусловлено 2-я основными обстоятельствами:

1) ряд экономических задач нельзя решить рыночным регулированием.

Наличие рыночного механизма → конкурентная борьба. Субъекты рынка действуют по принципам рационального поведения: выгодно купить и выгодно продать. В одни сектора экономики выгодно вкладывать деньги, а в другие - нет.

В каждом секторе экономики своя доходность. Остаются сектора, которые дают меньше доходности, чем другие. Т.о. существуют низкорентабельные сегменты экономики. Но экономика должна развиваться пропорционально, поэтому в этой сфере (отрасли) появляется государственный сектор, иначе данная структура перестанет развиваться вообще.

В РФ с/х является дотационной отраслью. Несколько лет назад государство выкупило у Дерипаски местное градостроительное предприятие в г. Пикалево, оно перешло в госсектор.

2) существуют социальные (инвалидные коляски) и экономические (золото) общественные блага, необходимые всем гражданам и отраслям, составляющим инфраструктуру территориальной экономики.

Предоставление государством общественных товаров (благ) – это сфера минимально необходимых границ государственного вмешательства.

Т.о. возникает 2-а важных условия:

а) государство берёт на себя производство общественных благ (образование, здравоохранение);

б) создание инфраструктуры (дороги, мосты).

 

 

К госсектору относятся предприятия, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ.

Типы учреждений, относящиеся к госсектору: бюджетные, автономные, казённые учреждения (в соответствии с ФЗ №83). Они реализуют государственный или муниципальный заказ.

Казённые учреждения несут субсидиарную ответственность [16]. Ни автономные, ни бюджетные такой ответственности не несут и сами отвечают по своим обязательствам. Автономные и бюджетные учреждения получают государственный или муниципальный заказ, финансируются из бюджета государства/муниципалитета, а также имеют право осуществлять доходную деятельность (в отличие от казённых учреждений).

 

Госсектор широко представлен в странах с рыночной экономикой; предприятия такого рода различаются степенью свободы:

- казённые функционируют по жёсткому регламенту. В их число входят интернаты для детей-сирот, места лишения свободы (тюрьмы, следственные изоляторы);

- автономные учреждения обладают большой степенью свободы (организации, занимающиеся похоронами в муниципалитете);

- бюджетные (школы, университет).

Автономные и бюджетные учреждения функционируют по менее жёсткому регламенту, чем казённые.

 

В государственном секторе нет чистой предпринимательской деятельности. Законодательство в 2010 году изменилось (ФЗ РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").

 

 

Следует разделять понятия «государственный сектор» и «государственная собственность».

Государственная собственность – всё материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства. Это понятие статично и с количественной точки зрения характеризует накопленный материально-вещественный потенциал государства.

В Тверской области за инвентаризацию государственной собственности (земля, здания) отвечает Комитет по управлению имуществом.

 

К государственному сектору относят госпредприятия, поэтому он динамичен и характеризует текущий материально-вещественный потенциал государства.

Университет как организация → государственный сектор (ежегодно изменяются его доходы, количество обучающихся). Корпус «Б» ТвГУ → государственная собственность (есть конкретное здание, известна его стоимость).

Традиционно в мировой практике выделяют 3 типа государственных предприятий:

· казённые предприятия;

· публичные корпорации;

· государственные акционерные или паевые предприятия.

 

Балансы казённых предприятий включаются отдельной строкой в бюджет; их деятельность регулируется бюджетным законодательством; они лишены самостоятельности принятия управленческих решений.

Публичные корпорациям запрещается выпускать ценные бумаги. В основном они используются в отраслях естественных монополий.

Ценные бумаги → привлечение частного бизнеса → может произойти неявная приватизация предприятия.

Государственные акционерные или паевые предприятия продают акции по подписке, и государство контролирует их деятельность как акционер с правом решающего голоса.

Контрольный пакет акций = 50%+1%. Государство определяет направление развития предприятия.

 

Существует проблема рационального сочетания приватизации с деприватизацией.

Разгосударствление = денационализация ↔ приватизация;

национализация ↔ деприватизация.

 

Разгосударствление (денационализация) – устранение монополии государства во всех сферах жизни общества, т.е. формирование государственного сектора.

Приватизация опирается на процесс разгосударствления.

Приватизация – элемент разгосударствления, связанный с передачей, изменением форм собственности. В результате приватизации государство теряет право владения, распоряжения и пользования имуществом.

Основные цели приватизации:

1) повышение эффективности производства на микроуровне;

2) оживление конкуренции;

3) оздоровление государственных финансов за счёт сокращения дотаций убыточным предприятиям;

4) демократизация собственности путём расширения числа индивидуальных акционеров.

Конкуренция появляется там, где её не было → ↑ эффективность предприятия (↑ эффективность в производстве → ↑ улучшение отдачи от факторов производства и качества).

 

Национализация – обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность.

4-е мотива национализации:

1) интересы государства; Сочи: часть имущества граждан была национализирована (на возмездной основе);

2) нерациональное (неэффективное) использование объектов негосударственной формы собственности;

3) нецелевое (не то назначение) использование объектов негосударственной формы собственности;

4) потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.

Деприватизация – обратный процесс, связанный с выявлением нарушений в ходе приватизации.

 

Эти 4-е процесса (разгосударствление, приватизация, национализация, деприватизация) влияют на государственный сектор в экономике. Величина данного сектора зависит от целей государства, выбранных как направления развития страны.

Роснано → государственный сектор.

Роснано → цель: коммерциализация знаний.

 


Деньги в знания
Открытие – внутренность банки (мы знаем, что там).

Изобретение – научились использовать содержимое банки.

Инновация – научились продавать содержимое банки для дальнейшего использования → знания в деньги.

 

Почему государственный сектор выступает как инструмент воздействия на экономику?

Подъём экономики → государство ↓ снижает долю государственного сектора.

Спад экономики → ↑ доли государственного сектора.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал