Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Социальное государство и его модели






 

В Конституции РФ части 1 статьи 7 дано определение социального государства, в котором находят отражение стратегические цели и принципы социальной политики.

Декларируется, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условия для обеспечения достойной жизни и свобод развития человека.

Под достойной жизнью понимается:

· ограниченный труд и здоровье людей;

· устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,

· обеспечивается государственная поддержка семье, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

· развивается система социальных служб;

· устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Всё это конституционно определено.

Конституция – социальный контракт между государством и носителями интересов и прав.

Социальная модель формируется через проводимую государством социальную политику, которая имеет специфику в каждой стране, но есть общие черты – это общие цели и принципы для всех стран (эти общечеловеческие подходы и принципы изложены в Конвенции МОТ).

 

Статья 7-ой Конституции РФ базируется на Конвенции 117 МОТ от 1962 года «Об основных целях и нормах социальной политики».

Конвенция определяет: каждый человек вправе рассчитывать на достойный уровень жизни, и усилия государства должны быть направлены на рост благосостояния граждан.

 

Понятие «социальное государство» возникло в 19 веке в Германии. Его автором является Людвиг фон Штейн.

В 1949 году в Конституции ФРГ появилось понятие социального государства, основными принципами которого были заявлены социальная справедливость, социальное равенство и обеспечение социальных гарантий.

 

Рассмотрим модели социальных государств.

1 – либеральная модель (США, Канада, Австралия) характеризуется ограничением предоставления пособий и услуг в качестве права. Кроме того существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Перераспределение осуществляется таким образом, что каждая категория чётко определена. В США гражданин может претендовать на бесплатное высшее образование только после прохождения армии.

 

2 – консервативная модель (Австрия, Франция, Италия, Германия) опирается на обязательный (стационарный) набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью. Эффект перераспределения доходов незначителен и основная идея модели – социальная стабильность. Большое внимание уделяется семье как ячейке общества.

Социальная политика направлена на отсутствие негативного восприятия действий государства (открытость, прозрачность, обоснованность в основе распределения средств).

 

3 – социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия) предполагает всеобщее социальное обеспечение государственной медицины и образования, справедливое и равномерное распределение доходов. При такой модели роль государства активная; модель реализуется за счёт высокого уровня перераспределения.

В Швеции и Норвегии большая налоговая нагрузка = до 70% доходов граждане отдают государству. Публичность финансов там на высоком уровне, т.к. налоги большие (справедливость налогового бремени).

 

Все эти модели отличаются по 2-ум факторам:

А) объёмом социальных расходов на социальное обеспечение;

Б) степенью независимости индивидуума от рынка.

 

В РФ социальная модель смешанного типа (2 и 3):

· консервативная модель (категории получателей государственных услуг);

· социально-демократическая модель (бесплатное образование и медицина).

 


[1] Скорость обращения денег - среднее число оборотов, совершаемое денежной единицей в течение года.

Скорость обращения денег - число, показывающее, сколько раз в году денежная единица, находящаяся в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг.

[2] Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

[3] Государственный кредит - в узком смысле - кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.

[4] Ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый в виде ссуды на условиях возвратности с выплатой ссудного процента.

[5] Ипотечный жилищный кредит - целевой долгосрочный кредит, предоставляемый физическому лицу под сравнительно низкий процент ипотечными банками для строительства или покупки жилья. Обычно приобретенное жилье закладывается банку до возвращения кредита и процентов.

Ипотечный кредит - кредит, выданный под залог недвижимости, условия которого обязывают заемщика произвести заданное количество платежей.

[6] Потребительский кредит - кредит, предоставляемый физическим лицам для приобретения в рассрочку предметов личного потребления. По форме погашения различают потребительские кредиты с разовым погашением и потребительские кредиты с рассрочкой платежа.

Рассрочка платежа - в гражданском праве - способ оплаты товаров или услуг, при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. Рассрочка платежа часто используется при розничной торговле в форме договора купли-продажи в кредит.

[7] Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

[8] Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

[9] Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

[10] Дифференциация продукта - начало выпуска нового изделия в рамках одного типа продуктов.

Дифференциация продукта - ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую. Например, машины " Жигули" и " Москвич", шампуни " Яблоко" и " Роза" различаются, дифференцируются и не рассматриваются ими как взаимозаменяемые товары.

 

[11] Демпинг - продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке.

 

[12] Диверсификация - в широком смысле - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства.

Диверсификация - расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.

Диверсификация - расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

 

[13] Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

[14] Корпорация – форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность участников, самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Различают государственные и частные корпорации.

[15] Перекрестное субсидирование - ценовая дискриминация, при которой для одних покупателей устанавливается цена выше предельных издержек, а для других покупателей - цена ниже предельных издержек, что позволяет в общем итоге иметь цены, равные средним издержкам. Перекрестное субсидирование вызывает серьезные проблемы при регулировании цен монополии.

[16] Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Субсидиарная ответственность членов кооператива - ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются действующим законодательством и уставом кооператива.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал