Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Субъекты экономической политики.






Субъекты экономической политики обладают личными интересами, обладают правами и обязанностями.

Субъектами экономической политики являются:

1) носители;

2) выразители;

3) исполнители;

4) государственно-частное партнёрство.

 

1) Носители хозяйственных интересов – субъекты, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности и т.п. Носителями хозяйственных интересов являются граждане.

У каждого из субъектов есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону и виду деятельности. Носители формируют 1-ую линию связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

 

2) Если интересы носителей схожи, они объединяются в группы для защиты и лоббирования своих интересов. Объединения позволяют формировать 2-ую линию связи – выразители. Выразители разнообразны; объединение носителей в выразителей происходит на добровольной основ (Союз машиностроителей, Торговое-промышленная палата, Опора России (защита малого бизнеса), др.).

Выразители – общественные, некоммерческие структуры. Они озвучивают ожидания конкретных групп носителей, лоббируют их интересы.

Носители экономических интересов объединяются в многочисленные союзы, ассоциации, а также в профсоюзы. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов, которые формируют 2-ую линию связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Выразители могут быть и не вовлечены в экономическую политику.

 

3) 3-я линия связи – то, что формируют исполнители – органы власти вне зависимости от того, какая это власть и какой уровень власти.

Исполнителями хозяйственных интересов являются органы 3-ёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Это 3-я линия трансформации частных экономических интересов в государственную экономическую политику.

 

Носители (интерес) → выразители (лоббизм в позитивном смысле, принцип выразительства) → должны быть услышаны, их мнение должно быть учтено в политике, проводимой исполнителями.

Например, жители ТСЖ органы власти.

 

4) Появилась и 4-ая линия связи.

Не мыслите шаблонами, думайте!!!!!

Государство хочет получать б о льшую обратную связь от носителей и выразителей.

Нужно вовлечь носителей, выразителей в процесс → общественные слушания: Общественная палата при Президенте, Губернаторе. На эти структуры мы возлагаем согласование, экспертизу, координацию деятельности.

Например, в Общественную палату при Президенте входят выразители с разными интересами. Представители выразителей привлекаются в качестве экспертов при принятии законов, утверждении бюджетов и др.

Вовлечённые в процесс обсуждения ответственности не несут. И здесь в большей степени учитываются их интересы. Государство (исполнители) могут учесть замечания или доказать правильность своей позиции выразителям и носителям.

Государство вовлекает. А на Западе наоборот – частно-государственное партнёрство.
4-ая линия связи широко используется развитыми странами (имеет место быть только в развитых экономиках). Всё это государственно-частное партнёрство.

 

Новой формой совершенствования механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики. В результате возникают новые регулирующие органы, не вписывающиеся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность и способна оказать воздействие на государственную экономическую политику.

Т.о. общественные структуры встраиваются в систему государственного управления, создаются особые институциональные (отдельные) элементы и состоят только из представителей выразителей.

Подобные органы (Общественная палата при Президенте, экспертные советы (включая общественные слушания), комиссии по урегулированию) возникают по инициативе исполнителей, а не выразителей и носителей.

Данные формы определяют 4-ую линию связи хозяйственных интересов в экономической политике (с англ. – РРР = государственно-частное партнёрство).

 

На этих линиях должно быть тесное взаимодействие (прямая и обратная связь).

Как оценить эффективность → удовлетворённость населения.

Все субъекты осуществляют взаимодействие через формируемые прямую и обратную связи.

Прямая связь: устанавливается между носителями, выразителями, исполнителями. Линия связи идёт от носителей (учёт интересов населения) → к исполнителям.

Обратная связь: через исполнителей к носителям.

 

Прямая связь может иметь различные направления проявления:

1 вариант: носители могут писать письма, заявления, жалобы исполнителям;

2 вариант: носители могут прийти на личный приём к исполнителям (личная встреча);

3 вариант: носители → СМИ → исполнители;

4 вариант: носители → митинги, парады, пикеты, шествия, сборы, забастовки → исполнители.

 

Некоторые действия требуют дополнительных соглашений: митинги, акции. Носители, выразители должны уведомить исполнителей и получить разрешение.

 

Политика государства: всё во имя человека.

Чего мы хотим узнать: как носители оценивают проведение политики.

Благосостояние населения растёт, ↓ безработицы → положительная оценка.

 

Обратная связь очень жёсткая. Это связь между исполнителями и носителями. Она проявляется в результатах госрегулирования и в поддержке или нет государственной экономической политики носителями и выразителями экономических интересов.

 

Рассмотрим направления обратной связи:

1) Успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, ↓ темпов инфляции, повышении жизненного уровня населения.

↑ рост экономики, улучшение ситуации → появление новых рабочих мест → рост занятости, у людей появляется возможность реализовать свой труд и получить доход → политика государственного регулирования успешна (видно из статистики).

РФ: инновационное развитие, меняется качество ресурса, ↑ производительность труда, ↑ отдача от каждого рабочего места, но на меньшем количестве рабочих мест.

В кризис государство поддерживает неинновационные предприятия, чтобы те не увольняли рабочих. Государству всегда приходится выбирать между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Безработицу мы ощущаем тяжелее, чем ↑ ЗП за счёт уволившихся.

 

2) Успех государственного регулирования отражается в показателях не всегда поддающихся точному количественному измерению. Трудно оценить такие показатели, как: уровень социальной напряженности, связанного с забастовками, выступлениями профсоюзов; оценка деятельности органов власти СМИ, состояние окружающей среды, качество в жизни в городах.

СМИ (социальные сети): как учесть мнение?

 

3) Носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают Правительство. Крупные объединения предпринимателей и профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес Правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Кроме того союзы как выразители хозяйственных интересов своих членов финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, а избиратели, если голосуют за партию, то значит голосуют и за экономическую программу этой партии.

 

4) Потеря доверия избирателей и объединение хозяйственных интересов носителей и выразителей с интересами правящей партии (или партий) – это главная линия обратной связи. Потеря доверия → смена правящей верхушки, изменение направления политики ГРЭ. Просматривается через выборы, т.п.

 

Формы обратной связи:

1) референдум;

2) выборы;

3) изучение общественного мнения (соцопросы, анкетирования). Должен проводить не сам орган власти; необходимо привлечь независимых исполнителей.

 

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Исполнители не могут позволить себе выяснить реакцию носителей только во время выборов или когда недовольство экономической ситуацией принимает крайние меры (забастовки, митинги).

Правящим органам нужна оперативная информация и, по возможности, достоверный прогноз поведения в случае осуществления той или иной меры госрегулирования.

В результате используется механизм анкетных опросов, который проводится специализированными организациями.

Наличие обратной связи между исполнителями и носителями – идеальная модель. Но на практике есть отклонения, например, лоббизм.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал